Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2006 по делу N А68-АП-34/12-06 Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 октября 2006 г. Дело N А68-АП-34/12-06“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 6 октября 2006 г.

(дата рассмотрения дела)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 22.05.2006 по делу N А68-АП-34/12-06,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тулэнерго“ (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в необоснованном отказе возвратить и безосновательном
зачете излишне уплаченных сумм налога на прибыль и государственной пошлины в счет недоимки по пене по ЕСН, и обязании Инспекции возвратить излишне уплаченный налог - 794175,65 руб. и государственную пошлину - 99333,88 руб. (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.05.2006 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права и без учета всех фактических обстоятельств спора.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция полагает, что решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в налоговый орган по месту постановки на учет с заявлениями от 25.07.2005 и от 30.09.2005 о возврате государственной пошлины на основании решений арбитражного суда по 5 делам в общей сумме 103119,46 руб. и с заявлением от 17.11.2005 о возврате на расчетный счет излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 24602003,9 руб.

Уведомлением N 5646 от 16.09.2005 Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области сообщила, что на основании ст. 78 п. 7 произведен зачет излишне уплаченной государственной пошлины в счет погашения пени в сумме 2119,46 руб. (по единому социальному налогу).

Уведомлением N 5877-5878 от 31.10.2005 (N 10-8076) Инспекция сообщила, что на основании п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации предприятию произведены зачеты излишне уплаченной государственной пошлины в счет погашения пени в сумме 84774,14 руб. (по единому социальному налогу).

Уведомлением N 6086-6092 от 25.11.2005 налоговая инспекция сообщила, что на основании п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в счет
переплаты произведены, в частности, зачеты по пене по единому социальному налогу в сумме 794175,63 руб.

Заявлениями от 11.11.2005 и от 25.11.2005 Общество просило Инспекцию возвратить государственную пошлину в сумме 3584,13 руб. и 18158,54 руб. соответственно.

Уведомлением от 05.12.2005 налоговый орган сообщил плательщику, что им произведены зачеты по недоимке пени в фонд занятости в сумме 12440,28 руб.

Полагая, что эти действия Инспекции незаконны, Общество обжаловало их в судебном порядке, указав на нарушение сроков для бесспорного взыскания недоимок.

Разрешая спор по существу, суд исходил из нарушения налоговым органом сроков, предусмотренных для осуществления зачета, полагая, что установленный п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщика (налогового агента) трехлетний со дня уплаты налога срок подачи заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога не может рассматриваться как период, за который налоговый орган вправе самостоятельно производить зачет.

Суд, исходя из положений ст. ст. 45, 69, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что действия Инспекции по зачету суммы переплаты налога в счет недоимок по другим налогам и пени должны быть произведены в соответствии с порядком, установленным этими статьями, и в сроки, предусмотренные в совокупности для направления требования, принятия решений о взыскании недоимок по налогам и пени за счет денежных средств и имущества налогоплательщика (в течение 60 дней со дня истечения срока исполнения требования).

Указанный вывод является ошибочным, поскольку этот срок предусмотрен для реализации права налогового органа на бесспорное взыскание недоимок по налогам и пени.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует иные правоотношения (возврат излишне уплаченных налогов и пени) между налоговым органом и налогоплательщиком и предусматривает иные сроки реализации
прав и обязанностей сторон.

В соответствии с п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы налога. Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не закрепляет принципиального отличия возврата от зачета, поскольку положения о зачете и возврате сумм излишне уплаченного налога в данной норме предусматривают одну и ту же гарантию прав налогоплательщика - возможность возвратить излишне уплаченный налог.

При отсутствии нормы права, предусматривающей срок подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога, должны применяться положения, устанавливающие срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, следовательно, и срок для осуществления налоговым органом зачета излишне уплаченной суммы налога в счет погашения образовавшейся задолженности не может превышать три года.

Учитывая изложенное, при новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать вопрос о том, в какой период времени у ОАО “Тулэнерго“ возникла задолженность по пене (в материалах дела отсутствуют доказательства правопреемства, в том числе и по долгам ликвидированного филиала), за неуплату каких налогов доначислены пени, а также определить, соответствует ли произведенный зачет порядку, установленному ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3, п. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 22.05.2006 по делу N А68-АП-34/12-06 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд по первой инстанции.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.