Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 21.09.2006 по делу N А68-ГП-198/А-05 Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 сентября 2006 г. Дело N А68-ГП-198/А-05“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 14 сентября 2006 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Автоколонна N 1809“, г. Тула, на Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2006 по делу N А68-ГП-198/А-05,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Автоколонна N 1809“, г. Тула (далее - ОАО “Автоколонна N 1809“), обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Тулы и Управлению транспорта, связи и дорожного
хозяйства г. Тулы о взыскании 8032500 руб. убытков, причиненных неисполнением договорных обязательств по договорам N 2 от 11.12.2002, N 18 от 10.02.2004 и неисполнением Постановлений главы г. Тулы N 131 от 27.01.2003, N 373 от 18.03.2003, N 273 от 18.02.2004, N 30 от 13.01.2005, Постановления губернатора Тульской области N 367 от 18.06.2003.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2006 в удовлетворении иска отказано.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность указанного решения не проверялись.

Не соглашаясь с принятым по делу Решением от 16.06.2006, ОАО “Автоколонна N 1809“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного.

По мнению заявителя кассационной жалобы, порядок финансирования убытков при перевозках пассажиров в г. Туле автотранспортом истца установлен для Финансово-казначейского управления администрацией г. Тулы нормативными актами - Постановлениями N 131, 373, 367, 273 и 30, поэтому правоотношения Финансово-казначейского управления и ОАО “Автоколонна N 1809“ по возникшему материальному спору на сумму 8032500 руб. и его ответственность регулируются не только п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и п. п. 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 договоров N 2 и N 18.

Представители ОАО “Автоколонна N 1809“ в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.

Представители Финансово-казначейского управления администрации г. Тулы и Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В силу ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Финансово-казначейского управления администрации г. Тулы
и Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей ОАО “Автоколонна N 1809“, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.

Как установлено арбитражным судом первой инстанции, между Управлением транспорта и связи Управы г. Тулы (заказчик) и ОАО “Автоколонна N 1809“ (исполнитель) были заключены договора N 2 от 11.12.2002 и N 18 от 10.02.2004 на выполнение муниципального заказа по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах на 2003 г. и 2004 г., в соответствии с которыми исполнитель ежедневно выделяет Управлению транспорта и связи автобусы для перевозки пассажиров, а Управление транспорта и связи обязуется оказывать всестороннее содействие и помощь исполнителю в получении причитающейся ему утвержденной суммы средств из бюджета города на возмещение убытков от перевозки пассажиров в случае несвоевременного ее перечисления (п. п. 1.1, 2.1 договоров).

Согласно п. п. 5.1, 5.3, 5.4 договора N 2 от 11.12.2002 финансирование убытков, полученных за выполненную транспортную работу, производится из городского бюджета в объеме текущего содержания, но не более 80% от суммы расходов на выполнение муниципального заказа, финансирование производится ежедневно на основании оперативных данных Управления транспорта о выполненных рейсах на маршрутах, окончательный расчет за фактически выполненную работу за месяц производится городским финансовым управлением не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, на основании справки заказчика, по окончании квартала - до 30 числа следующего за отчетным после сдачи бухгалтерского баланса исполнителем и согласования с заказчиком расходов и суммы дофинансирования на городские перевозки.

Согласно п. п. 5.1, 5.2, 5.3 договора N 18 от
10.02.2004 финансирование убытков истцу, полученных от выполнения транспортной работы, производится Финансово-казначейским управлением Управы г. Тулы из городского бюджета в соответствии с распределением бюджетных средств, утвержденных решением Тульской городской Думы на 2004 г. и постановлением главы г. Тулы о финансировании предприятий пассажирского транспорта в 2004 г.; оперативное финансирование за выполненную транспортную работу производится Финансово-казначейским управлением на основании данных бухгалтерского баланса, представляемых истцом в Финансово-казначейское управление, и согласования с Управлением транспорта объема выполненных работ.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиками обязанностей по возмещению убытков, возникших за период с 01.07.2003 по 01.03.2005, ОАО “Автоколонна N 1809“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 83, 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что истец не представил доказательств незаконного действия или бездействия ответчиков.

При этом арбитражный суд исходил из того, что финансирование организаций, осуществляющих перевозки, осуществляется из бюджета г. Тулы; согласно сведениям, представленным Финансово-казначейским управлением, за счет бюджета города во втором полугодии 2003 г. и 2004 г. истцу подлежало возмещению 11364,8 руб., а фактически возмещено 11845,9 руб.; представленные Финансово-казначейским управлением выписки из Решений Тульской городской Думы от 23.06.2004 N 43/825 “Об исполнении бюджета г. Тулы за 2003 г.“, от 22.06.2005 N 67/1271 “Об исполнении бюджета г. Тулы за 2004 г.“ свидетельствуют, что истцу из бюджета города фактически выделено в 2003 г. - 10171 тыс. руб., а в 2004 г. - 11479 тыс. руб., всего 21650 тыс. руб.

Арбитражный суд также указал, что истец не представил доказательств подтверждения объема
выполненных работ в 2003 г., 2004 г. и январе - феврале 2005 г.

Суд кассационной инстанции считает данный вывод соответствующим законодательству и фактическим материалам дела.

В соответствии с Постановлениями главы г. Тулы N 131 от 27.01.2003, N 373 от 18.03.2003, N 273 от 18.02.2004, N 30 от 13.01.2005 и Постановлением губернатора Тульской области N 367 от 18.06.2003 финансирование организаций, осуществляющих городские пассажирские перевозки автомобильным транспортом, осуществляется из бюджета г. Тулы.

В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, привлеченные истцом к участию в деле Финансово-казначейское управление администрации г. Тулы и Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы не могут быть признаны надлежащими ответчиками по делу.

Кроме того, как правильно установил суд, Финансово-казначейское управление администрации г. Тулы не является стороной по договорам N 2 от 11.12.2002, N 18 от 10.02.200, а Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы обязательств по оплате не принимало.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности истцом заявленных требований и отсутствии оснований для удовлетворения иска.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого Решения арбитражного суда первой инстанции от 16.06.2006.

При подаче кассационной жалобы ОАО “Автоколонна N 1809“ платежным поручением N 388 от 20.07.2006 была
излишне уплачена государственная пошлина в размере 24831 руб. 25 коп., которая на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2006 по делу N А68-ГП-198/А-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу “Автоколонна N 1809“, г. Тула, из федерального бюджета 24831 руб. 25 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.