Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.08.2006 по делу N А09-13529/05-22 Лицензирование деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Министерство здравоохранения Российской Федерации передало по соглашениям с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 августа 2006 г. Дело N А09-13529/05-22“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.01.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 18.05.2006 по делу N А09-13529/05-22,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Брянской области (далее - Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области (далее - Комитет) по выдаче лицензий на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ в период с 20.08.2004 по 06.10.2004, и Решений о предоставлении и переоформлении лицензий от 20.08.2004 N 637, от 03.09.2004 N 681, от 06.10.2004 N 741, а также о признании лицензий от 20.08.2004 N БРН ПВ 05888, от 03.09.2004 N БРН ПВ 07193, от 06.10.2004 N БРН ПВ 07231 недействительными.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.01.2006 в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий Комитета по выдаче указанных лицензий и решений о предоставлении и переоформлении лицензий отказано. В остальной части требований производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 150 АПК Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 18.05.2006 Решение суда от 16.01.2006 отменено по основаниям п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ. Заявление Прокуратуры о признании незаконными действий Комитета по выдаче лицензий на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в период с 20.08.2004 по 06.10.2004, и признании незаконными Решений от 20.08.2004 N 637, от 03.09.2004 N 681, от 06.10.2004 N 741 оставлено без удовлетворения. В части требований о признании недействительными лицензий на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, от 20.08.2004 N БРН ПВ 05888, выданной МУЗ “Навлинская ЦРБ“, от 03.09.2004 N БРН ПВ 07193, выданной МУЗ “Красногорская ЦРБ“, от 06.10.2004 N БРН ПВ 07231, выданной ГУ ОБ 21/2 (ФГУ ИК-2 УФСИН Брянской области), производство по делу прекращено.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Прокуратура обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в которой просит об их отмене в связи
с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Рассмотрев материалы арбитражного дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав представителей сторон, судебная коллегия полагает, что постановление апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, в период с 20.08.2004 по 06.10.2004 Комитетом лицензирования Брянской области (на основании Постановления администрации Брянской области от 29.11.2004 N 580 переименован в Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности) приняты названные решения о предоставлении и переоформлении лицензий на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III, в соответствии с Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах“ и выданы лицензии на осуществление указанной деятельности.

Полагая, что Комитетом допущены нарушения при принятии указанных решений, Прокуратура оспорила их в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно пп. 54 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 03.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III, в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах“ подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании указанной деятельности было утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 N 454.

Согласно п. 4 названного Положения лицензирование данного вида деятельности осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Министерство передало по соглашению с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности.

Такое соглашение (N 145) было заключено 14.10.2002. На основании данного документа Минздрав
РФ передал полномочия по лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III, в соответствии с Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах“ администрации Брянской области, в связи с чем в структуре последней создан Комитет лицензирования Брянской области, который в рамках данного соглашения осуществлял лицензирование данной деятельности в период с 2002 г. по 2004 г.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ Министерство здравоохранения Российской Федерации было упразднено (п. 12) и образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, осуществляющая контроль и надзор упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 412 “О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ“ лицензирование упомянутой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - Росздравнадзор), созданной по Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“.

Указанное Постановление вступило в законную силу 24.08.2004.

Между тем п. 4 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III, в соответствии с Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах“ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 N 454, действующим в настоящее время) предусмотрено, что лицензирование деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым
Министерство здравоохранения Российской Федерации передало по соглашениям с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2004 N 117 утверждены Правила подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения, согласно п. п. 6, 7 которых в случае прекращения действия или досрочного расторжения соглашения федеральный орган исполнительной власти, являющийся стороной соглашения, вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации об утверждении этого соглашения. Предложения о внесении изменений в соглашение вносятся в порядке, предусмотренном данными Правилами для подготовки проекта соглашения. При этом в силу ст. 5 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ соглашения о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат утверждению постановлениями Правительства Российской Федерации в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Указанные договоры и соглашения, не утвержденные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, прекращают свое действие по истечении указанного срока.

Судом установлено, что в соглашение от 14.10.2002 N 145 изменения в установленном законом порядке не вносились, оно не содержало положений об утрате делегированных администрации полномочий при упразднении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и
на момент совершения оспариваемых действий установленный ст. 5 Закона двухлетний срок не истек.

Таким образом, упомянутое соглашение сохранило юридическую силу.

С учетом изложенного арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что в спорный период соглашение сохраняло свою юридическую силу, и упразднение Минздрава Российской Федерации не привело к утрате полномочий по лицензированию администрации Брянской области.

Кроме того, правоотношения, возникающие в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, относятся к сфере публично-правовых отношений. Перераспределение функций между федеральными органами исполнительной власти в ходе их создания, реорганизации и ликвидации не может рассматриваться как гражданско-правовое правопреемство. Следовательно, отсутствие в Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 указания на правопреемство между упраздняемыми и вновь создаваемыми органами власти также не является основанием для признания утратившим силу соглашения от 14.10.2002 N 145, заключенного между Министерством здравоохранения РФ и администрацией Брянской области.

Помимо указанного, суд кассационной инстанции находит довод Прокуратуры о неправомерном прекращении производства по делу в части признания недействительными лицензий основанным на неправильном толковании норм материального права.

Статьей 2 Федерального закона от 03.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ определено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со ст. 9 указанного Закона лицензия выдается на основании решения лицензирующего органа.

Пункт 4 ст. 13 Федерального закона от 03.08.2001 N 128-ФЗ указывает на возможность аннулирования лицензии по решению суда или на основании решения лицензирующего органа.

Данный Закон не предусматривает признание лицензии недействительной.

Таким образом, лицензия, являясь лишь разрешением на осуществление определенной деятельности, не отвечает признакам ненормативного правового
акта. Оспорено может быть решение лицензирующего органа о выдаче лицензии.

С учетом изложенного суд правомерно прекратил производство по делу в названной части.

Поскольку постановлением апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменено по основаниям п. 2 ч. 4 ст. 270 и принят новый судебный акт, то оставлению без изменения подлежит постановление суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2006 по делу N А09-13529/05-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу прокуратуры Брянской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.