Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.06.2006 по делу N А35-9286/05-С6 Возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 июня 2006 г. Дело N А35-9286/05-С6“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 2 июня 2006 г.

(дата изготовления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курской области на Решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2006 по делу N А35-9286/05-С6,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Щигры (далее - МУ МПП ЖКХ г. Щигры), г. Щигры Курской области, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации по Курской области о взыскании 88304 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот лицам, имеющим право на льготу в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, 4063 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области.

Определением суда от 29.09.2005 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Курской области от 10.02.2006 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУ МПП ЖКХ г. Щигры взысканы убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением им отдельным категориям граждан льгот, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, - в размере 88304 руб., Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, - в размере 4063 руб.

В апелляционной инстанции законность данного решения не проверялась.

Не соглашаясь с Решением Арбитражного суда Курской области от 10.02.2006, Управление Федерального казначейства по Курской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене данного судебного акта, как незаконного.

Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. МУ МПП ЖКХ г. Щигры просило рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя. В порядке ст. 284 АПК
РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, между Комитетом ЖКХ Курской области и МУ МПП ЖКХ г. Щигры (исполнитель) был заключен договор N 16ч от 20.06.2003, предметом которого являлось оформление необходимой документации с целью возмещения в 2003 г. исполнителю расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 “О порядке предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федеральными законами “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“, “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“ и Постановлением Правительства Курской области от 03.06.2003 N 55 “О порядке взаимодействия Комитета социального обеспечения Курской области с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области и Комитетом транспорта и связи Курской области при расходовании средств, выделяемых на реализацию мер по социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльских и других радиационных катастроф“.

Согласно п. п. 1.2, 2.1 указанного договора исполнитель обязуется осуществлять в 2003 г. предоставление льгот отдельным категориям граждан, имеющим льготы, сумма компенсации расходов, понесенных исполнителем в связи с предоставлением льгот, подлежит возмещению согласно представленному им оперативному отчету об объеме фактически предоставленных
льгот и расходах по их предоставлению Комитетом социального обеспечения Курской области.

По п. 4.1 договор действует до 31.12.2003.

Дополнительным соглашением N 1 от 31.12.2003 к данному договору действие договора продлено на тех же условиях на срок по 31.12.2004.

13.02.2004 между Комитетом социального обеспечения Курской области (комитет), Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области (исполнитель) и МУ МПП ЖКХ г. Щигры (организация) был заключен договор N 30-163/12 по возмещению в 2004 г. организации расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 г. льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“, “О донорстве крови и ее компонентов“, Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

По условиям договора организация обязалась осуществлять в 2004 г. предоставление льгот отдельным категориям граждан, представлять исполнителю сведения об объеме фактически предоставленных льгот и произведенных расходах, исполнитель обязался проверять представленные организацией документы, подлежащие оплате, а комитет, в свою очередь, обязался при получении необходимых документов от исполнителя перечислить организации определенную исполнителем сумму средств.

Во исполнение условий указанных договоров МУ МПП ЖКХ г. Щигры предоставило льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с вышеназванными Законами.

Ссылаясь на возникшие в связи с этим убытки в сумме 92367 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из
доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта причинения ему убытков в заявленной сумме, возникших, по мнению суда, вследствие бездействия Министерства финансов Российской Федерации, не исполнившего должным образом возложенные на него обязанности по планированию в бюджете достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам. Как указал арбитражный суд, в 2004 г. фактическая потребность в средствах на компенсацию льгот по жилищно-коммунальным услугам превышала выделенный в федеральном бюджете объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.

Данный вывод постановлен судом без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

В соответствии со ст. ст. 4, 5 указанного Закона в компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит формирование соответствующих бюджетов в части финансирования расходов на социальную защиту инвалидов, однако степень участия субъектов Российской Федерации в финансировании расходов на социальную защиту инвалидов и порядок ее определения действующим законодательством не предусмотрены.

Статьей 15.6 ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ установлено, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате коммунальных услуг
осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.

В силу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ предусмотрено выделение субвенций Курской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ в размере 103526,0 тыс. руб., при этом Приказом Министерства финансов РФ от 22.05.2003 N 151 “О внесении дополнения в Приказ Минфина России от 17.03.2003 N 13 “О мерах по исполнению Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год“ установлено, что названная субвенция перечисляется для возмещения фактически произведенных расходов организациями жилищно-коммунального хозяйства на предоставление льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Как установлено арбитражным судом, за 2004 г. субвенция получена в полном объеме. Из полученных Курской областью из Фонда компенсаций денежных средств в размере 103526 тыс. руб. 89626 тыс. руб. направлено на оплату расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг инвалидам, 13251 тыс. руб. - на приобретение и
доставку топлива указанной категории граждан.

Суд кассационной инстанции находит заслуживающим внимания довод заявителя кассационной жалобы, касающийся неисследованности должным образом судом вопроса о целевом (или нецелевом) направлении субъектом суммы в 649000 руб., представляющей собой разницу между суммой в 103526000 руб., выделенных Курской области из Фонда компенсаций, и суммой в 102877000 руб., направленной на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам и на приобретение и доставку топлива указанной категории граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения против нескольких ответчиков арбитражный суд указывает, в какой части (доле) каждый из ответчиков должен выполнить решение, или указывает, что их ответственность является солидарной.

В нарушение требований указанной нормы закона судом первой инстанции был решен вопрос лишь в отношении одного из ответчиков - Министерства финансов Российской Федерации.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, а также достоверно установить, на ком из ответчиков лежит обязанность по возмещению убытков по настоящему спору, с учетом при этом положений ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2006 по делу N А35-9286/05-С6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.