Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.04.2006 по делу N А14-15546-2005/573/5 Расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 апреля 2006 г. Дело N А14-15546-2005/573/5“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 14 апреля 2006 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области на Решение от 14.11.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-15546-2005/573/5,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Воронежская энергосбытовая“ компания обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском о взыскании убытков в сумме 53137 руб. 13 коп. с муниципального образования - Калачеевский район в лице администрации Калачеевского района Воронежской области за счет
казны муниципального образования Калачеевский район, в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам, проживающим в Калачеевском районе и подпадающим под действие Федерального закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ N 1761-1 от 18.10.91 за периоды 2003 г., январь - август 2004 г., ноябрь - декабрь 2004 г., с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2005 иск удовлетворен. С муниципального образования Калачеевский район в лице администрации Калачеевского района Воронежской области за счет средств казны муниципального образования Калачеевского района в пользу ОАО “Воронежская энергосбытовая компания“ взыскано 56137 руб. 13 коп. убытков.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Ссылаясь на то обстоятельство, что администрация Калачеевского района не может быть надлежащим ответчиком, т.к. не отвечает по обязательствам субъекта РФ, в связи с тем, что в бюджете Калачеевского муниципального района за спорный период согласно бюджетной росписи, строка на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате электроэнергии гражданам, проживающим в Калачеевском районе и подпадающим под действие ФЗ от 18.10.91 N 1761-1 отсутствует, администрация Калачеевского муниципального района обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанного судебного акта.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит необходимым обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

Как усматривается из материалов дела, в течение 2003 - 2004 гг. ОАО “Воронежэнерго“ предоставляло гражданам, подпадающим под категорию реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, проживающим в Калачеевском районе Воронежской области, согласно ст. ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, льготы по оплате за электроэнергию.

ОАО “Воронежэнерго“ реорганизовано, в форме выделения
создано ОАО “Воронежская сбытовая компания“, которой переданы права требования дебиторской задолженности за предоставленные льготы за спорный период.

Постановлением Правительства N 419 от 03.05.94, принятым во исполнение вышеуказанного Закона, действовавшего в период предоставления льгот, и утвердившим Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, установлено, что расходы, связанные с предоставлением данных льгот производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Пунктом 4 Постановления администрации Воронежской области N 138 от 03.03.2003 “Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“, указано, что возмещение расходов производится за счет средств бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств, поступающих из федерального бюджета.

В соответствии с п. 5 вышеназванного Постановления предприятия и организации представляют районным (городским) органам социальной защиты населения реестры и документы, подтверждающие понесенные убытки. После проверки документов органы социальной защиты населения представляют заявки в районный финансовый отдел, который возмещает расходы предприятий и организаций за счет средств бюджетов муниципальных образований, в последующем направляют информацию в главное финансовое управление администрации Воронежской области, с предоставлением в отделение федерального казначейства документов, подтверждающих произведенные расходы.

Поскольку расходы по предоставлению льгот за указанные периоды не были возмещены, истец обратился с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции пришли к следующему выводу.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат
возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.

Согласно ст. 5 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Уставом Калачеевского района Воронежской области предусмотрено, что средства местного бюджета входят в состав муниципальной собственности, права собственника в отношении муниципальной собственности осуществляют Калачеевская районная дума и администрация района.

В соответствии со ст. 35 Устава администрация Калачеевского района является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости взыскания убытков с муниципального образования Калачеевского района в лице администрации Калачеевского района Воронежской области за счет средств казны.

Доводы ответчика о том, что в бюджете Калачеевского муниципального района денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за электрическую энергию, установленных ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ не запланированы, а поэтому все расходы должен нести субъект РФ, необоснованны, поскольку ответчик является самостоятельным муниципальным образованием и формирует свой бюджет в первую очередь за счет собственных средств.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что Постановление Правительства РФ от 03.05.94 N 419 утратило юридическую силу и поэтому неправомерно применено судом, не принимается судом кассационной инстанцией во внимание, поскольку данное Постановление действовало на период предоставления льгот и ссылка на него в решении суда правомерна.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оспариваемое решение принято в соответствии
с требованиями норм материального и процессуального права, основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.11.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-15546/2005/573/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.