Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 12.04.2006 по делу N А09-12682/05-7 Нормы действующего законодательства не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 12 апреля 2006 г. Дело N А09-12682/05-7“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Климовском районе Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2005 по делу N А09-12682/05-7,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Климовском районе Брянской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Курдюковой Н.А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 150 руб., а
также 5 руб. пени.

Решением суда от 07.12.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе орган пенсионного страхования просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, кассационная инстанция считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела, Курдюкова Н.А., 02.03.53 года рождения, является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 24.01.2005 N 1449.

Установив задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 год в сумме 150 руб., направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии, Учреждением предпринимателю направлено требование от 28.03.2005 N 531 об уплате данной суммы, а также 5 руб. пени.

Поскольку в установленный срок требование добровольно не исполнено, Учреждением принято Решение от 01.09.2005 N 266 о взыскании задолженности и направлении вышеуказанного заявления в арбитражный суд.

Вынося оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи (индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами) уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается в размере 150 руб. в месяц.

При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

По буквальному смыслу данных нормативных положений фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения
индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.

Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, N 165-О и от 12.05.2005 N 183-О, нормативные положения п. п. 1 - 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Учитывая вышеуказанное, а также в силу ст. 6, ст. 71 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя Курдюковой Н.А. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 150 руб., а также соответствующие пени в размере 5 руб.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 78-О действие Определений от 12.04.2005 N 164-О, N 165-О и от 12.05.2005 N 183-О может быть распространено только на отношения, возникшие после их принятия, не могут быть приняты судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

В Определении от 05.02.2004 N 78-О указано, что юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных
положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время.

Вместе с тем, Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, N 165-О и от 12.05.2005 N 183-О нормативные положения Закона N 167-ФЗ не признаны неконституционными, а выявлен конституционно-правовой смысл указанных законоположений (в том числе и в отношении спорного расчетного периода), который является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2005 по делу N А09-12682/05-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.