Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 13.03.2006 по делу N А09-15343/05-13 Обязанность представления плательщиком налоговой декларации по транспортному налогу предусмотрена Налоговым кодексом РФ только по итогам налогового периода (календарного года).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 марта 2006 г. Дело N А09-15343/05-13“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 7 марта 2006 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС РФ N 2 по Брянской области на Решение от 19.12.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-15343/05-13,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Брянское троллейбусное управление“ (далее - МУП “Брянское троллейбусное управление“, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решений Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Брянской области (далее - Инспекция) от 02.11.2005 N
N 918 - 919 о привлечении к налоговой ответственности.

В ходе судебного разбирательства налоговым органом заявлен встречный иск о взыскании с плательщика 7544 руб. штрафа.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2005 заявление МУП “Брянское троллейбусное управление“ удовлетворено. В удовлетворении встречного требования Инспекции отказано.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебный акт, как принятый в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей предприятия, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Как видно из материалов дела, 30.09.2005 МУП “Брянское троллейбусное управление“ представило в Инспекцию налоговые декларации по транспортному налогу за 1 квартал и 1 полугодие 2005 года по сроку представления соответственно 20.04.2005 и 20.07.2005.

По результатам камеральной проверки указанных деклараций Инспекцией приняты Решения от 02.11.2005 N 918 и N 919, согласно которым плательщик за несвоевременное представление деклараций привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размерах соответственно 5027 руб. и 2517 руб.

Не согласившись с указанными ненормативными актами налогового органа, считая, что они противоречат действующему законодательству, предприятие оспорило их в судебном порядке.

Поскольку в добровольном порядке суммы налоговых санкций уплачены не были, Инспекция обратилась в арбитражный суд за их принудительным взысканием.

Рассматривая спор по существу, удовлетворяя заявление МУП “Брянское троллейбусное управление“ и отказывая в удовлетворении требования Инспекции о взыскании штрафа, суд исходил из того, что обязанность представления плательщиком налоговой декларации по транспортному налогу предусмотрена Налоговым кодексом РФ только по итогам налогового периода (календарного года). Кроме того, суд указал, что декларация по
итогам отчетного периода не является налоговой, а по своей правовой природе представляет расчет авансовых платежей, за несвоевременное представление которого установлена ответственность п. 1 ст. 126 НК РФ.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 357 НК РФ общество является плательщиком транспортного налога.

Согласно п. 2 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Статьей 5 Закона Брянской области от 09.11.2002 N 82-З “О транспортном налоге“ установлено, что налогоплательщики, являющиеся организациями, по итогам отчетных периодов представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом, а по окончании налогового периода - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, законодательным актом субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий установлен порядок уплаты транспортного налога и сроки представления налоговых деклараций по окончании налогового периода.

Кроме того, кассационная инстанция считает необходимым отметить, что вывод суда о том, что налоговая декларация, представляемая по итогам
отчетных периодов, не соответствует требованиям ст. 80 НК РФ, также является необоснованным по следующим основаниям.

В силу ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Поскольку Закон Брянской области N 82-З был принят после введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие вопросы представления декларации и ответственности за непредставление ее в установленный законодательством о налогах (сборах) срок, нет оснований для признания того, что документ, прямо названный законодателем налоговой декларацией, представляет из себя не декларацию, а документ отчетности.

Кроме того, Президиум ВАС РФ в п. 15 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 указывал, что организация не может быть привлечена к ответственности по ст. 119 НК РФ, если законодательство о конкретном налоге разграничивает понятия “налоговая декларация“ и “расчет по налогу“.

Из материалов дела усматривается, что МУП “Брянское троллейбусное управление“ 30.09.2005 представило в Инспекцию налоговые декларации по транспортному налогу за 1 квартал и 1 полугодие 2005 года по сроку представления в силу ст. 5 Закона Брянской области соответственно не позднее 20.04.2005 и 20.07.2005.

Следовательно, поскольку предприятие не представило в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию по транспортному налогу за отчетный период, Инспекция имела правовые основания для привлечения плательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ.

Частью 3 ст. 15 АПК РФ предусмотрено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Поскольку судебный акт арбитражного суда принят с нарушением норм
материального права и без учета и оценки всех фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора (не проверен размер штрафной санкции, подлежащий взысканию), он подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

В ходе нового судебного разбирательства суду необходимо устранить отмеченные недостатки и, правильно применив нормы материального права, вынести законное и обоснованное решение по существу спора.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1, 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.12.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-15343/04-13 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.