Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2006 N Ф09-3852/06-С1 по делу N А07-52826/05 Поскольку изменение налоговой ставки в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности общества как субъекта малого предпринимательства ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для его деятельности, суд сделал правильный вывод о праве общества уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, а также на возврат излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2006 г. Дело N Ф09-3852/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Лимонова И.В., судей Меньшиковой Н.Л., Варламовой Т.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нефтекамску Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2006 (резолютивная часть от 18.01.2006) по делу N А07-52826/05.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “Транс-Инвест“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения предмета
требования) о признании незаконным бездействия инспекции, выраженного в невозврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 183750 руб.

Решением суда первой инстанции от 25.01.2006 (резолютивная часть от 18.01.2006; судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены.

В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (далее - Закон N 88-ФЗ), Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес“.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по поводу бездействия инспекции - невозврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 183750 руб. Общество, считая, что оно вправе уплачивать налог на игорный бизнес по прежней ставке - 3750 руб., которая была установлена в 2001 г., в начале его деятельности как субъекта малого предпринимательства, на основании ст. 9 Закона N 88-ФЗ, обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес (ввиду уплаты налога в сентябре - декабре 2004 г. по новой повышенной ставке - 7500 руб., установленной с 01.01.2004 Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 241-З “О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан“).

Бездействие инспекции повлекло обращение общества с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что общество вправе воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9
Закона N 88-ФЗ.

Вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и действующем законодательстве.

Согласно ст. 9 Закона N 88-ФЗ, в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

В Постановлении от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что указанная выше норма Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.

Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности общества как субъекта малого предпринимательства ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для его деятельности. Таким образом, суд сделал правильный вывод о праве общества уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, а также на возврат излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес.

Доводы инспекции, изложенные в жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Ссылка заявителя кассационной жалобы о невозможности произвести возврат излишне уплаченного налога в связи со снятием с учета в налоговом органе обособленного подразделения общества судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку требование о возврате Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Нефтекамску Республики Башкортостан излишне уплаченного налога обществом в рамках данного дела обществом не заявлялось и судом не рассматривалось.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без
изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2006 (резолютивная часть от 18.01.2006) по делу N А07-52826/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нефтекамску Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛИМОНОВ И.В.

Судьи

МЕНЬШИКОВА Н.Л.

ВАРЛАМОВА Т.В.