Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.03.2006 N Ф09-1707/06-С1 по делу N А60-29745/05 Срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования для предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен, и у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного органом Пенсионного фонда требования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2006 г. Дело N Ф09-1707/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Кротовой Г.В., судей Лимонова И.В., Поротниковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ивделе Свердловской области (далее - управление) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2005 по делу N А60-29745/05.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель) штрафа в размере 142
руб. 80 коп. за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2004 г.

Решением суда первой инстанции от 19.12.2005 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, заявленное требование удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предприниматель в нарушением срока, установленного ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон), не представил индивидуальные сведения за 2004 г.

Данный факт отражен в акте камеральной проверки от 27.05.2005 N 81, на основании которого управлением принято решение от 02.08.2005 N 80 о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение срока представления индивидуальных сведений, установленной п. 3 ст. 17 Закона, в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный период в сумме 142 руб. 80 коп.

Неисполнение предпринимателем в установленный срок требования от 02.08.2005 N 80-ФС об уплате штрафа в Пенсионный фонд Российской Федерации явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, законодательством не возлагается обязанность по представлению сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона, и, следовательно, предусмотренный данной нормой срок представления индивидуальных сведений может быть применен только
в отношении страхователей, но не в отношении застрахованных лиц, а также из того, что срок представления указанных сведений законом не установлен.

Однако выводы суда являются недостаточно обоснованными.

Судом установлено, что предприниматель не осуществлял прием на работу граждан по трудовым договорам и не заключал договоры гражданско-правового характера, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, следовательно, согласно положениям ст. 1 Закона, он относится к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, исключают возможность привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 17 Закона, поскольку, согласно п. 2 ст. 11 указанного Закона, страхователь один раз в год, но не позднее 1-го марта, представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Правовые основания для распространения этого срока (не позднее 1-го марта) на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствуют, следовательно, срок представления таких сведений не определен.

Между тем в соответствии с п. 5, 6 ст. 11 Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляет вместе с копией платежного документа.

Таким образом, срок представления указанных сведений индивидуальными предпринимателями прямо связан со сроком внесения фиксированных платежей, предусмотренных ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. Указанной нормой Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по определению срока и порядка внесения фиксированных платежей.

Кроме того, согласно ст. 19 Закона, Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований Закона такая Инструкция
утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“.

В соответствии со ст. 38 данной Инструкции застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно до 1-го марта.

Таким образом, срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования для предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен, и у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного управлением требования.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт не может являться законным и подлежит отмене.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, однако нормы материального права им применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления управления.

В силу ч. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с предпринимателя в доход федерального бюджета по иску до 50 руб. и по кассационной жалобе до 50 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2005 (резолютивная часть от 22.11.2005) по делу N А60-29745/05 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 14.03.1983 года рождения, проживающей по адресу: 624593, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Набережная, 46, ИНН 661001439189, в доход Пенсионного фонда Российской
Федерации штраф в сумме 142 руб. 80 коп; в доход федерального бюджета 50 руб. государственной пошлины по иску и 50 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

КРОТОВА Г.В.

Судьи

ЛИМОНОВ И.В.

ПОРОТНИКОВА Е.А.