Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2006 N Ф09-1728/06-С5 по делу N А71-628/2005-А5 Ответчик правомерно утвердил обратившемуся в установленном законом порядке обществу тариф на услуги по передаче электрической энергии, соответственно, отменив установленный ранее тариф на эти же услуги для предприятия, оказывавшего эти услуги ранее в том же регионе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2006 г. Дело N Ф09-1728/06-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Вербенко Т.Л., судей Столярова А.А., Матанцева И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) на решение суда первой инстанции от 23.09.2005 (резолютивная часть от 15.09.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 12.12.2005 (резолютивная часть от 15.11.2005) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-628/2005-А5.

В судебном заседании приняли участие представители: Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - РЭК УР) - Касаткин Г.Д. (доверенность от 08.11.2005), Финк В.В., заместитель председателя (доверенность от 10.03.2006
N 2); Удмуртского УФАС России - Юшкин С.В., заместитель руководителя (доверенность от 16.01.2006 N 01-12/51).

РЭК УР обратилась в арбитражный суд с заявлением к Удмуртскому УФАС России о признании незаконными п. 1, 4, 6, 9 решения Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ, п. 1, 4 предписания Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях в части, касающейся должностного лица - председателя РЭК УР Белобокова О.М., организации - РЭК УР.

Производство по делу в части признания незаконными п. 1, 4, 6 решения Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ, п. 1 предписания Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ прекращено в связи с отказом РЭК УР от требований в названной части.

Решением суда первой инстанции от 23.09.2005 (резолютивная часть от 15.09.2005; судья Симонов В.Н.) признан недействительным п. 4 предписания Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях; в удовлетворении заявления о признании недействительным п. 9 решения Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2005 (резолютивная часть от 15.11.2005; судьи Сидоренко О.А., Ломаева Е.И., Шарова Л.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Удмуртское УФАС России просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“, п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.02.2004 N 109), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В письменном отзыве на кассационную жалобу РЭК УР пояснила, что считает доводы кассатора несостоятельными, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда кассационной инстанции представитель Удмуртского УФАС России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представители РЭК УР просили отказать в ее удовлетворении.

Кроме того, представителями РЭК УР было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав мнение лиц, присутствовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, совещанием по вопросу “Создание в Удмуртской Республике единой электроснабжающей организации“ (протокол от 17.08.2004 N 5 утвержден заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики) постановлено:

“1. Главам администраций городов и районов Удмуртской Республики совместно с Управляющей Компанией ускорить завершение мероприятий по проведению технической инвентаризации, паспортизации и регистрации электрических сетей и, в срок до 15 октября 2004 года, передать в аренду Управляющей Компании коммунальные муниципальные электрические сети в определенном порядке.

2. Управляющей Компании подготовить и представить в РЭК УР, в срок до 20 октября, необходимые документы для проведения тарифного регулирования на 2005 год“.

В соответствии с постановлением главы администрации Малопургинского района Удмуртской Республики от 30.11.2004 N 643 электросетевое имущество, предназначенное для транспортировки электрической энергии потребителям Малопургинского района, изъято из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия “Коммунэнерго“
(далее - МУП “Коммунэнерго“) и передано в муниципальную казну.

Согласно постановлению главы администрации Малопургинского района Удмуртской Республики от 03.12.2004 N 656, электросетевое имущество было передано в аренду сроком на 25 лет с 01.01.2005 обществу с ограниченной ответственностью “Удмуртская управляющая компания“ (далее - ООО “УУК“).

Между муниципальным образованием “Малопургинский район“ Удмуртской Республики (арендодатель) и ООО “УУК“ (арендатор) 06.12.2004 заключен договор аренды N 16 электросетевого имущества, находящегося в муниципальной собственности, с последующей государственной регистрацией сделки.

РЭК УР 23.12.2004 издано постановление N 16/11 “О плате за услуги по передаче электрической энергии по сетям Малопургинского МУП “Коммунэнерго“; 30.12.2004 РЭК УР издано постановление N 17/9 “О плате за услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО “Удмуртская управляющая компания“.

РЭК УР 20.04.2005 издано постановление N 5/9 “О тарифе на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО “Удмуртская управляющая компания“ потребителям, обслуживаемым ООО “Региональный энергосбытовой комплекс“.

Поскольку стоимость переданного в аренду по договору от 06.12.2004 N 16 электросетевого имущества составляет 14424761 руб., что превышает 10% стоимости собственного капитала МУП “Коммунэнерго“, Удмуртское УФАС России признало, что МУП “Коммунэнерго“ обязано было представить в Удмуртское УФАС России в соответствии с п. 2, 3 ст. 7 Федерального закона “О естественных монополиях“ ходатайство о даче согласия на совершение действий по передаче в аренду хозяйствующему субъекту части основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для оказания услуг, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях“.

Непредставление данного ходатайства послужило основанием для принятия Удмуртским УФАС России решения от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ, п. 9 которого предписано государственным средствам массовой информации Удмуртской Республики: “Известия Удмуртской Республики“, “Удмуртская правда“,
муниципальному средству массовой информации Малопургинского района Удмуртской Республики - газете “Маяк“ - опубликовать решение Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ в течение 10 дней с момента его получения.

Кроме того, Удмуртским УФАС России вынесено предписание от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях, п. 4 которого предписано Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики прекратить нарушение статьи 7 пункта 1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“, выразившееся в отмене тарифа, в соответствии с которым МУП “Коммунэнерго“ обязано оказывать регулируемые услуги. В срок до 15 июля 2005 года предписано восстановить первоначальное положение и совершить следующие действия: отменить постановление от 20.04.2005 N 5/9 о тарифе на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО “УУК“ потребителям, обслуживаемым ООО “Региональный энергосбытовой комплекс“, в части отмены постановления от 23.12.2004 N 16/11 о плате за услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП “Коммунэнерго“.

Не согласившись с п. 9 решения Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ и п. 4 предписания Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях, РЭК УР обратилась в арбитражный суд с названным заявлением.

Отказывая в признании недействительным п. 9 решения Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ, суд первой инстанции руководствовался п. 33 Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона “О естественных монополиях“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 257, которым предусмотрена необходимость опубликования в средствах массовой информации решений по делам, связанным с нарушением Федерального закона “О естественных монополиях“, которые затрагивают общественные
интересы.

Признавая недействительным п. 4 предписания Удмуртского УФАС России от 10.06.2005 N 1/05-ЕМ, суд первой инстанции исходил из того, что РЭК УР постановлением от 20.04.2005 N 5/9, отменившим постановление РЭК УР от 23.12.2004 N 16/11 о плате за услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП “Коммунэнерго“, не нарушила положения п. 1 ст. 7 Федерального закона “О естественных монополиях“.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона “О естественных монополиях“, в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с данным Федеральным законом, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

На момент издания РЭК УР постановления от 20.04.2005 N 5/9 электросетевое имущество, предназначенное для транспортировки электрической энергии потребителям Малопургинского района, было изъято администрацией Малопургинского района из хозяйственного ведения МУП “Коммунэнерго“ и передано в муниципальную казну, а затем - в аренду ООО “УУК“ сроком на 25 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, РЭК УР утвердила обратившемуся в установленном законом порядке ООО “УУК“ тариф на услуги по передаче электрической энергии, соответственно, отменив установленный ранее тариф на эти же услуги для
МУП “Коммунэнерго“, оказывавшего эти услуги ранее в том же регионе, в котором в связи с передачей имущества должно было их осуществлять ООО “УУК“.

Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции и оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции указал, что нарушений нормативных актов, которые РЭК УР обязана соблюдать при установлении тарифа обратившейся к ней организации, осуществляющей регулируемую деятельность, не имеется.

Названные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными.

Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что, согласно действующему законодательству, в компетенцию РЭК УР не входит проверка правомерности изъятия администрацией Малопургинского района из хозяйственного ведения МУП “Коммунэнерго“ и передачи в муниципальную казну с оформлением права муниципальной собственности, последующей передачи в аренду ООО “УУК“ электросетевого имущества, предназначенного для транспортировки электрической энергии потребителям Малопургинского района.

Довод Удмуртского УФАС России о нарушении РЭК УР п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации отклоняется как несостоятельный, утверждение тарифа для ООО “УУК“ произведено РЭК УР в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.

В нарушение требований, установленных ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в обоснование довода о нарушении РЭК УР интересов потребителей электрической энергии муниципального образования “Малопургинский район“ доказательств кассатором не представлено.

Иным доводам, изложенным в кассационной жалобе Удмуртского УФАС России, судами первой и апелляционной инстанций была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки суд кассационной инстанции не усматривает.

В удовлетворении ходатайства РЭК УР
о приобщении к материалам дела дополнительных документов следует отказать в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обжалуемые судебные акты являются законными, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 23.09.2005 (резолютивная часть от 15.09.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 12.12.2005 (резолютивная часть от 15.11.2005) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-628/2005-А5 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.

Председательствующий

ВЕРБЕНКО Т.Л.

Судьи

СТОЛЯРОВ А.А.

МАТАНЦЕВ И.В.