Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2006 N Ф09-154/06-С5 по делу N А47-3876/2005 Дело по иску о взыскании долга по договору на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод и процентов направлено на новое рассмотрение, поскольку судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2006 г. Дело N Ф09-154/06-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Азанова П.А., судей Арсенова И.Г., Матанцева И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Оренбург Водоканал“ (далее - ООО “Оренбург Водоканал“) на решение суда первой инстанции от 19.07.2005 (резолютивная часть от 14.07.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 22.11.2005 (резолютивная часть от 15.11.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3876/2005.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

ООО “Оренбург Водоканал“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском
к товариществу собственников жилья “Урал“ (далее - ТСЖ “Урал“) о взыскании долга в сумме 1088671 руб. 25 коп. и процентов в сумме 12170 руб. 36 коп.

Решением суда первой инстанции от 19.07.2005 (резолютивная часть от 14.07.2005; судья Лапшина Н.Ю.) иск удовлетворен частично, с ТСЖ “Урал“ в пользу ООО “Оренбург Водоканал“ взыскано 9750 руб. 78 коп. процентов, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2005 (резолютивная часть от 15.11.2005; судьи Мохунов В.И., Галиаскарова З.И., Савинова М.А.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ООО “Оренбург Водоканал“ просит судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить полностью, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между ООО “Оренбург Водоканал“ (поставщик) и ТСЖ “Урал“ (абонент) заключен договор на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод от 26.11.2003 N 2155/36, согласно условиям которого поставщик обязался отпускать абоненту воду питьевого качества (в том числе горячее водоснабжение) и принимать сточные воды абонента. Последний в свою очередь обязался, в частности, своевременно оплачивать стоимость услуг по подаче воды и отводу сточных вод.

В период действия заключенного между сторонами договора решением Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.11.2004 N 01-15в/10 утверждены новые тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО “Оренбург Водоканал“, с 01.01.2005 для ООО “Оренбург Водоканал“ установлен средний отпускной тариф за 1 куб. м (без НДС) на услуги водоснабжения - 5,55 руб., на услуги
водоотведения - 3,58 руб.

Указывая, что услуги, оказанные ТСЖ “Урал“ в январе - феврале 2005 г., последним не оплачены, за ним числится долг в сумме 1088671 руб. 89 коп., истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в указанной сумме, а также процентов в сумме 17004 руб. 21 коп.

Удовлетворяя заявленные истцом требования в части взыскания процентов в сумме 9750 руб. 78 коп., суд первой инстанции исходил из того, что услуги по водоснабжению и водоотведению фактически оказаны населению и в данном случае необходимо руководствоваться не себестоимостью услуг, а тарифом по водоотведению для населения, установленным постановлением Оренбургского городского Совета от 29.12.2004 N 57, вступившим в силу 13.01.2005. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод о том, что тариф, установленный указанным постановлением, подлежит применению с 13.01.2005. При этом суд учел, что в расчете суммы иска истец, указав сумму частичной оплаты ответчиком - 105000 руб., фактически не включил ее в общую итоговую сумму по оплате. Суд признал контррасчет, представленный ответчиком, обоснованным и принял его за основу.

Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции указал, что, предъявляя требование о взыскании задолженности, истец включает в расчет задолженности за январь 2005 г. 26842 руб. 32 коп. и за февраль 2005 г. - 43825 руб. 87 коп. Возражая против предъявленной истцом суммы, ТСЖ “Урал“ представило контррасчет, согласно которому задолженность в сумме 70668 руб. 21 коп. могла числиться только в январе 2005 г., и указало на неправильно примененный в расчете новый тариф за отпущенную воду с 01.01.2005. Поскольку постановление Оренбургского городского Совета от 29.12.2004 N 57, которым были
утверждены ставки на оплату услуг водоснабжения и водоотведения для граждан, проживающих в жилом фонде, независимо от форм собственности, вступило в силу со дня его официального опубликования в газете “Вечерний Оренбург“ - 13.01.2005, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что расчет задолженности, исчисленный истцом с применением нового тарифа с 01.01.2005, является необоснованным и подлежащим уменьшению за январь 2005 г. (за 13 дней) на 154552 руб. 48 коп. Суд апелляционной инстанции также признал обоснованным утверждение ТСЖ “Урал“ в части оплаты по выставленным истцом счетам за январь и февраль 2005 г. в сумме 884000 руб. и за февраль в сумме 955669 руб. 55 коп. и сделал вывод об обоснованности отказа во взыскании суммы основного долга.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать достаточно обоснованными.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, услуги систем водоснабжения и канализации входят в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного постановления распоряжением главы администрации Оренбургской области от 24.12.1998 N 1204-р “О совершенствовании государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения“ утверждена и введена в действие Временная методика расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые предприятиями Оренбургской области, в силу которой тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются администрацией Оренбургской области, решение по изменению тарифов и дате ввода их в действие принимается комитетом по ценам при управлении экономики администрации области.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 07.03.1995 N 239, Законом Оренбургской области “О политике цен“ и распоряжением главы администрации Оренбургской области от 24.12.1998 N 1204-р Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов решением от 17.11.2004 N 01-15В/10 утвердил ООО “Оренбург Водоканал“ с 01.01.2005 среднеотпускной тариф за 1 куб. м (без НДС) в следующем размере: на услуги водоснабжения - 5,55 руб., на услуги водоотведения - 3,58 руб.

В соответствии с п. 4.1 договора от 26.11.2003 N 2155/36 расчеты за израсходованную абонентом питьевую воду, принятые от него сточные воды производятся по тарифам, утвержденным в установленном порядке и указанным в договоре. В течение срока действия договора тарифы могут быть изменены, при этом новый тариф применяется для расчетов по данному договору с даты утверждения тарифа без внесения изменений и дополнений в договор. В случае изменения тарифов стоимости воды и отводимых стоков абонент оповещается через средства массовой информации.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что расчет суммы долга с применением нового тарифа должен производиться с 13.01.2005 (со дня официального опубликования постановления в газете “Вечерний Оренбург“) сделан судами без учета положений, закрепленных в п. 4.1 договора. Кроме того, судами не учтено, что постановлением Оренбургского городского Совета от 29.12.2004 N 57 утверждены ставки оплаты услуг водоснабжения и водоотведения для граждан, составляющие 90% стоимости коммунальных услуг, а не стоимость оказываемых услуг (тарифы).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Поскольку решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим
существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон, представленным в материалы дела доказательствам и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 19.07.2005 (резолютивная часть от 14.07.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 22.11.2005 (резолютивная часть от 15.11.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3876/2005 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

АЗАНОВ П.А.

Судьи

АРСЕНОВ И.Г.

МАТАНЦЕВ И.В.