Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 02.02.2006 N Ф09-61/06-С5 по делу N А07-7428/05 Судом сделан правомерный вывод о том, что тарифы на тепловую энергию могут быть установлены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2006 г. Дело N Ф09-61/06-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Азанова П.А., судей Арсенова И.Г., Матанцева И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Дюртюлинского района Республики Башкортостан на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2005 (резолютивная часть от 16.11.2005) по делу N А07-7428/05.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью “Тан“ (далее - ООО “Тан“) - Аминев Т.Э., адвокат (доверенность от 11.01.2006 N 18).

ООО “Тан“ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим абз. 2 подп. “а“ п. 1 постановления Дюртюлинского районного Совета
Республики Башкортостан (Президиума) (далее - Дюртюлинский районный Совет) от 15.12.2004 N 17/9 как не соответствующего ч. 1, 2 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.04.1995 N 41-ФЗ.

Определением суда первой инстанции от 04.10.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: государственное унитарное предприятие “Дюртюлинские электрические и тепловые сети“ (далее - ГУП “Дюртюлинские электрические и тепловые сети“), администрация города Дюртюли и Дюртюлинского района Республики Башкортостан, Региональная энергетическая комиссия Республики Башкортостан.

Решением суда первой инстанции от 23.11.2005 (резолютивная часть от 16.11.2005; судьи Крылова И.Н., Валеев К.В., Галимова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация Дюртюлинского района Республики Башкортостан с судебным актом не согласна, просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.12.2004 Дюртюлинским районным Советом было принято постановление N 17/9 “Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для предприятий и организаций района и города“. Извещение об утверждении новых тарифов опубликовано в газете “Юлдаш“ от 23.12.2004.

Абзацем 2 подп. “а“ п. 1 указанного постановления утвержден тариф за 1 Гкал теплоэнергии, реализуемой ГУП “Дюртюлинские электрические и тепловые сети“ предприятиям промышленности, строительства, дорожного хозяйства и другим в размере 789 руб. 75 коп. без НДС, 931 руб. 90 коп. с НДС.

Указывая, что данное постановление противоречит п. 1, 2 ст. 426 Гражданского кодекса Российской
Федерации, ст. 2, 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, ООО “Тан“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления Дюртюлинского районного Совета (Президиума) от “Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для предприятий и организаций района и города“ от 15.12.2004 N 17/9 недействующим.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что тарифы на тепловую энергию могут быть установлены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в соответствии с Федеральным законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее - Закон) либо органом местного самоуправления в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона. При этом суд первой инстанции отметил, что Дюртюлинский районный Совет, являясь согласно Регламенту Дюртюлинского районного Совета, утвержденного решением второй сессии Дюртюлинского районного Совета первого созыва от 27.05.2004 N 6, представительным органом государственной власти, не является органом местного самоуправления. Органам представительной государственной власти Законом, иными законодательными актами Российской Федерации, законами Республики Башкортостан не делегированы полномочия по утверждению тарифов на тепловую энергию. В связи с этим, суд сделал вывод о том, что Дюртюлинский районный Совет принял оспариваемый нормативный акт за пределами своей компетенции. Довод Дюртюлинского районного Совета (Президиума) о наличии у него полномочий по утверждению тарифов на тепловую энергию в силу приобретения с 01.01.2006 статуса органа местного самоуправления муниципального образования Дюртюлинский район суд отклонил, указав, что данное обстоятельство не изменяет статуса заинтересованного лица на день утверждения тарифов.

Данные выводы суда являются правильными.

В силу абз. 1 ст. 2 Закона государственное
регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Согласно абз. 3 указанной нормы Закона, предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

На основании абз. 4 данной нормы Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов: устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом
региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке; утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию; устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни в порядке в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам; устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Статьей 6 Закона предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти, в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии; установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимальны и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими
снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что тарифы на тепловую энергию могут быть установлены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона.

Согласно ст. 1 Регламента Дюртюлинского районного Совета, утвержденного решением второй сессии Дюртюлинского районного Совета первого созыва от 27.05.2004 N 6, Дюртюлинский районный Совет является местным представительным органом государственной власти на территории Дюртюлинского района и города Дюртюли Республики Башкортостан.

С учетом изложенного, а также положений, закрепленных в ст. 1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Дюртюлинский районный Совет не является органом местного самоуправления.

Поскольку Законом органам представительной государственной власти не предоставлены полномочия на утверждение тарифов на тепловую энергию, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Дюртюлинский районный Совет принял оспариваемый нормативный акт за пределами своей компетенции.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования Арбитражного суда Республики Башкортостан и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.

Суд кассационной инстанции полагает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции законно, обоснованно, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2005 (резолютивная часть от 16.11.2005) по делу N А07-7428/05 без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Дюртюли и Дюртюлинского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

АЗАНОВ П.А.

Судьи

АРСЕНОВ И.Г.

МАТАНЦЕВ И.В.