Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 01.02.2006 N Ф09-6394/05-С1 по делу N А07-32988/05 Удовлетворяя заявление о признании недействительным решения налогового органа, арбитражный суд обоснованно исходил из неправомерности требований налогового органа об уплате в первом квартале года всей суммы транспортного налога за год, поскольку это не соответствует природе авансовых платежей и не предусмотрено региональным законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2006 г. Дело N Ф09-6394/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Поротниковой Е.А., судей Кротовой Г.В., Василенко С.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2005 по делу N А07-32988/05.

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества “Башкирэнерго“ (далее - общество, налогоплательщик) - Султанов А.Б. (доверенность от 26.12.2005).

Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением
к инспекции о признании недействительным решения от 30.06.2005 N 40.

Решением суда первой инстанции от 12.09.2005 (судья Симахина И.В.) заявление удовлетворено.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка расчета по транспортному налогу за 1-й квартал 2005 г., связанного с деятельностью обособленного подразделения - Бурзянской РЭС, в ходе которой инспекцией выявлена неполная уплата данного налога, поскольку обществом по представленному расчету уплачена сумма транспортного налога, исчисленная с применением коэффициента 0,25. По мнению же инспекции, уплате подлежала вся сумма налога за 2005 г., поэтому сумма, подлежащая доплате, составила 10863 руб. Решением инспекции от 30.06.2005 N 40 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности налогоплательщику предложено уплатить 10863 руб. доначисленного транспортного налога, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Считая доначисление налога неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из неправомерности требований инспекции об уплате в 1-м квартале 2005 г. всей суммы транспортного налога за 2005 г., поскольку это не соответствует природе авансовых платежей и не предусмотрено в Законе Республики Башкортостан от 27.11.2002 N 365-з “О транспортном налоге“ (с изменениями от 26.11.2004 N 117-з; далее - Закон).

Выводы суда первой инстанции являются правильными и соответствуют действующему законодательству.

В соответствии со ст. 356
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог устанавливается и вводится в действие Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Транспортный налог на территории Республики Башкортостан введен Законом.

Согласно ст. 4 Закона, отчетными периодами по названному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются 1-й квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По транспортным средствам, за исключением водных и воздушных видов транспортных средств, налог уплачивается ежегодно в виде авансового платежа, рассчитанного исходя из ставки налога и налоговой базы, в течение налогового периода.

Авансовые платежи, уплаченные налогоплательщиками-организациями по итогам отчетных периодов, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (ст. 4 Закона).

Материалами дела подтверждается, что общество исчислило транспортный налог за отчетный период с применением корректирующего коэффициента 0,25, рассчитанного по количеству отчетных периодов в налоговом периоде.

По мнению инспекции, за 1-й квартал 2005 г. налогоплательщик должен был уплатить фактически сумму налога за весь налоговый период, а по результатам других отчетных и налогового периодов - произвести перерасчет этой суммы с учетом снятия и постановки на учет транспортных средств в течение налогового периода. Между тем, такая позиция противоречит смыслу авансовых платежей как платежей до истечения налогового периода, обусловленных необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О).

Правомерен и вывод суда о том, что положениями Закона не предусмотрен порядок расчета
авансового платежа за отчетный период.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно применил названную норму и истолковал положения Закона в пользу общества, а также признал ошибочным начисление инспекцией недоимки и пени по транспортному налогу за 1-й квартал 2005 г.

Таким образом, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, а принятый по делу судебный акт считает законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2005 по делу N А07-32988/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ПОРОТНИКОВА Е.А.

Судьи

КРОТОВА Г.В.

ВАСИЛЕНКО С.Н.