Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6159/2006-2553А по делу N А32-5230/2006-54/11 Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике“ не относится к актам налогового законодательства и не является источником налогового права, поэтому не может устанавливать дополнительных ограничений в предоставлении льготы по налогу на имущество. Суд установил и налоговым органом документально не опровергнуто, что все имущество используется хозяйством для научной деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 ноября 2006 года Дело N Ф08-6159/2006-2553А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - организации научного обслуживания “Опытно-производственное хозяйство им. Калинина“ ГНУ Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. Лукьяненко Российской академии сельскохозяйственных наук, представителя от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю на решение от 17.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-5230/2006-54/11, установил следующее.

Организация научного обслуживания “Опытно-производственное хозяйство им. Калинина“
ГНУ Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. Лукьяненко Россельхозакадемии (далее - хозяйство) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 08.06.2005 N 1323-10/09/924.

Решением от 17.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2006, суд удовлетворил заявленное требование.

Судебные акты мотивированы тем, что хозяйство является научной организацией Россельхозакадемии и имеет право на льготу, предусмотренную пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя жалобы, хозяйство является предприятием-сельхозтоваропроизводителем, поскольку доход от реализации произведенной им сельхозпродукции составляет 89 процентов, тогда как заявленная им налоговая льгота применяется исключительно в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской) деятельности научной организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации научной организации, осуществляющей в качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность.

В отзыве на кассационную жалобу хозяйство просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Хозяйство указывает, что оно является научной организацией Российской академии сельскохозяйственных наук и структурным подразделением ГНУ Краснодарского КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко. ГНУ Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии является научной организацией и имеет свидетельство о государственной аккредитации от 22.12.2002 N 4612.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из
материалов дела, хозяйство представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество организаций за 2004 год, заявив о праве на применение льготы для научных организаций, предусмотренной пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговая инспекция приняла решение 08.06.2005 N 1323-10-09/924 о привлечении хозяйства к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 268800 рублей. Хозяйству предложено также уплатить 1344 тыс. рублей налога на имущество и 4300 рублей 80 копеек пени.

Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что в связи с отсутствием свидетельства о государственной аккредитации в качестве научной организации хозяйство неправомерно применило налоговую льготу, предусмотренную пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с решением налогового органа, хозяйство обратилось в суд с данным заявлением.

Согласно пунктам 1.2, 1.4, 1.6 Устава ОНО “Опытно-производственное хозяйство им. Калинина“ ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии хозяйство создано в соответствии с Приказом Россельхозакадемии от 10.06.2003 N 67, осуществляет научное обслуживание выполнения научно-исследовательских работ в соответствии с тематическим планом ГНУ Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства при ГНУ КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, находится в ведомственном подчинении Российской академии сельскохозяйственных наук.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава хозяйство создано с целью научного обслуживания института по специализации, производства сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, пропаганды и освоения полученных достижений науки в агропромышленное производство. Для достижения названных целей хозяйство осуществляет, в частности, производство и реализацию семян, разведение, выращивание и реализацию племенных животных и птицы, опытных образцов сельскохозяйственной техники, биологических препаратов различного назначения, различных видов продуктов
питания, научное обслуживание института по специализации, пропаганду и рекламу достижений аграрной науки, техники и передового опыта путем научно-информационного распространения знаний, показа и продажи своей продукции на аукционах, торговых биржах, сельскохозяйственных выставках.

Имущество хозяйства является собственностью Российской академии сельскохозяйственных наук, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками хозяйства, закреплено за последним и отражается на его балансе (пункт 3.2 Устава).

В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 56 Кодекса налоговые льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации, по региональным налогам - Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, по местным налогам - Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Согласно пункту 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы
собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научная организация проходит аккредитацию, о чем ей выдается свидетельство.

В Положении о государственной аккредитации научных организаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 N 1291, определено, что решение о государственной аккредитации научной организации принимается на основании экспертизы данных о деятельности организации за три предшествовавших года.

Из содержания названных норм не следует, что право на применение указанной льготы по налогу на имущество поставлено в зависимость от факта наличия у налогоплательщика свидетельства о государственной аккредитации в качестве научной организации.

Федеральный закон от 23.08.96 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ не относится к актам налогового законодательства и не является источником налогового права, поэтому не может устанавливать дополнительных ограничений в предоставлении льготы по налогу на имущество.

Суд установил, и налоговым органом документально не опровергнуто, что все имущество используется хозяйством для научной деятельности.

Суд также установил, и это подтверждается материалами дела, что хозяйство является научной организацией Российской академии сельскохозяйственных наук и структурным подразделением ГНУ Краснодарского КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко, имеющего свидетельство о государственной аккредитации от 22.12.2002 N 4612.

При указанных обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили требование хозяйства и признали недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы
по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-5230/2006-54/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.