Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.07.2006 N Ф08-2920/2006 по делу N А32-2628/2006-33/69 Внесение записи в Единый государственный реестр о регистрации права общей долевой собственности на вновь созданное имущество возможно при предоставлении одного заявления (общего), составленного всеми участниками долевого строительства либо при одновременном предоставлении соответствующих заявлений каждым участником.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 июля 2006 года Дело N Ф08-2920/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - департамента имущественных отношений Краснодарского края, представителя от заинтересованного лица - Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2006 по делу N А32-2628/2006-33/69, установил следующее.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов от 04.10.2005 N 51-06/1212 и N 51-06/1214 отдела по Тихорецкому району и г. Тихорецку
Главного управления Федеральной регистрационной службы Краснодарского края в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на 4007/5000 доли в праве собственности на подводящий газопровод среднего давления к ст. Архангельской протяженностью 3319,55 м и распределительный газопровод к ст. Архангельской (II очередь строительства) протяженностью 2594,8 м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, ст. Архангельская; обязании отдела зарегистрировать право собственности Краснодарского края на указанное имущество. Заинтересованным лицом определено Главное управление Федеральной регистрационной службы Краснодарского края (далее - управление).

Решением от 14.03.2006 иск удовлетворен. Суд указал, что представленный заявителем протокол учета долей инвесторов строительства газопроводов, оформленный в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.06.2001 N 471 “О введении временного порядка учета доли инвесторов при строительстве объектов с участием средств краевого бюджета“, свидетельствует об определении долей инвесторов в праве собственности на газопроводы; статья 24 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации) не предусматривает регистрацию права общей долевой собственности только по одновременному заявлению всех участников долевой собственности; согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 “Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей“ для строительства и эксплуатации газопроводов выделение земельных участков с изъятием их у собственников, владельцев или пользователей не предусмотрено.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2006 решение отменено, в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что протокол учета долей инвесторов не содержит сведений о виде права и размере долей в праве на газопроводы каждого собственника; поскольку газопроводы являются вновь возникшими объектами, то для государственной регистрации доли в праве должны быть поданы заявления от всех участников
долевого строительства; департамент в нарушение требований статьи 17 Закона о государственной регистрации не предоставил кадастровые планы земельных участков и (или) планы объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров; заявитель не доказал, что строительство распределительного газопровода разрешено в установленном порядке, кроме того, отсутствуют технико-экономическое обоснование строительства и проектно-строительная документация газопроводов; земельные участки собственников, владельцев и пользователей предоставляются по согласованию с ними на основании соответствующих договоров, такие договоры отсутствуют, поэтому постановление главы администрации Тихорецкого района от 04.09.2000 N 566, которым предоставлен земельный участок для строительства газопровода, является незаконным и не подлежит применению.

В кассационной жалобе департамент просит постановление апелляционной инстанции отменить по следующим основаниям: при регистрации права собственности на объекты недвижимости не требуется указание кадастрового номера земельного участка; вывод о незаконности постановления главы администрации от 04.09.2000 N 566 необоснован; наличие в материалах дела акта приемки законченного строительством объекта, подписанного должностными лицами, ответственными за выдачу разрешений на строительство, свидетельствует о законности строительства газопровода;

- статья 25 Закона о государственной регистрации не предусматривает предоставление документов, подтверждающих право пользования земельным участком; - соглашением участников строительства доли в праве собственности на газопроводы определены, поэтому регистрация права собственности Краснодарского края на долю в праве собственности на газопроводы без участия ЗАО “Агрофирма “Родина“ не нарушает права последнего.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. По мнению заинтересованного лица, отказ в регистрации обоснован, поскольку департамент не предоставил документ, подтверждающий право пользования земельным участком для строительства распределительного газопровода, кадастровые планы земельных участков, заявление ЗАО “Агрофирма “Родина“, протокол учета долей не содержит
сведений о виде права и размере долей в праве собственности на газопровод каждого сособственника.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве. Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Тихорецкого районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 31.03.89 N 91.4 колхозу “Советская Родина“ разрешено производство проектно-изыскательских работ и строительство подводящего газопровода, пункта учета расхода газа и первой очереди газоснабжения ст. Архангельской.

Распоряжением главы Тихорецкого района от 17.07.2000 N 182-р “О предварительном согласовании места размещения земельного участка под строительство подводящего газопровода к ст. Архангельской (I очередь)“ утвержден акт выбора земельного участка и материалы по предварительному согласованию места размещения объекта с указанием площадей участков землепользователей, чьи участки передаются акционерному обществу “Родина“ во временное пользование сроком до трех лет. При этом в распоряжении предусмотрен размер компенсации потерь сельскохозяйственного производства и убытков, причиненных землепользователям при производстве работ. Однако на момент подачи документов на регистрацию у департамента отсутствовали документы, подтверждающие соблюдение порядка предоставления земельных участков смежных землепользователей.

Постановлением главы Тихорецкого района от 04.09.2000 N 566 на основании распоряжения от 17.07.2000 N 182-р и рабочего проекта “Подводящий газопровод к ст. Архангельской“ АОЗТ “Родина“ предоставлен в постоянное пользование земельный участок для строительства подводящего газопровода (I очереди). Из указанных документов следует, что порядок предоставления земельного участка для строительства соблюден только в отношении подводящего газопровода (I очереди). Заявитель не доказал, что строительство распределительного газопровода разрешено в установленном порядке. Вывод суда апелляционной инстанции является обоснованным.

Актом приемки законченного строительством
объекта системы газоснабжения от 29.05.2003, утвержденным постановлением главы администрации Тихорецкого района от 01.08.2003 N 573 (комиссия в составе представителей администрации района, МУП г. Тихорецка “Управление капитального строительства“, ОАО “Юггазификация“, ЗАО “Тихорецкгазсервис“, ОАО “Тихорецкгоргаз“, инспектора Управления Госгортехнадзора в Северо-Кавказском округе), установлено соответствие выполненных работ по строительству обоих газопроводов проекту, требованиям СНиП 3.05.02-88 и “Правилам безопасности в газовом хозяйстве“, газопроводы приняты в эксплуатацию. Протоколом учета долей инвесторов на основании произведенных инвесторами затрат определено, что в собственности Краснодарского края находится 80,14% от удельного веса инвестиций строительства спорных объектов, в собственности Тихорецкого района - 14,19%, ЗАО “Агрофирма “Родина“ - 5,67%.

Для государственной регистрации права собственности на газопроводы департамент 31.05.2005 предоставил в отдел следующие документы: акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 29.05.2003, постановление главы администрации Тихорецкого района от 01.08.2003 N 573 “Об утверждении акта государственной приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию объекта“, протокол учета долей инвесторов, технические паспорта газопроводов, доверенность.

В письмах от 10.06.2005 N 020/2005-106 и N 020/2005-107 отдел уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации в связи с отсутствием разрешения органов государственной власти на строительство, утвержденного проекта строительства объекта, документа, подтверждающего право пользования земельным участком под газопроводами, акта приемки в эксплуатацию, утвержденного распоряжением органов местного управления.

В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрации, департамент дополнительно предоставил решение Тихорецкого районного Совета народных депутатов от 31.03.89 N 91.4, постановление главы администрации Тихорецкого района от 04.09.2000 N 566 и распоряжение главы администрации Тихорецкого района от 17.07.2000 N 182-р.

Однако в письмах от 04.10.2005 N 51-06/1212 и N 51-06/1214 отдел уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права
собственности Краснодарского края на газопроводы, поскольку отсутствуют документы, свидетельствующие об определении долей в праве собственности на газопроводы; не предоставлено заявление на регистрацию права от ЗАО “Агрофирма “Родина“ - участника общей долевой собственности; не устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (статья 17 Закона о государственной регистрации). Документы, устанавливающие наличие возникновения, прекращения, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре (статья 18 Закона о государственной регистрации).

В соответствии со статьей 19 указанного Закона регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

По смыслу статьи 17 Закона о государственной регистрации при регистрации прав на объект недвижимости обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Пункт 4 статьи 18 названного Закона предусматривает, что кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по
ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. В материалах дела отсутствуют планы газопроводов. Кроме того, департамент не отрицает отсутствие кадастровых номеров у земельных участков, на которых расположены объекты.

В то же время отсутствие разрешения на производство строительных работ при наличии акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта недвижимости, составленного компетентной комиссией с указанием на соответствие выполненных строительно-монтажных работ установленным требованиям и проектно-сметной документации, не может являться основанием для отказа в регистрации права собственности.

Основаниями для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (статья 17 Закона о государственной регистрации).

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.06.2001 N 471 “О введении временного порядка учета доли инвесторов при строительстве объектов с участием средств краевого бюджета“ утверждена форма протокола учета доли инвесторов по всем строящимся с участием средств краевого бюджета объектам на территории Краснодарского края. В пункте 2 постановления указано, что департамент при осуществлении действий по регистрации прав на недвижимое имущество должен представлять в краевой регистрирующий орган соответствующий протокол по установленной форме. Таким образом, протокол учета долей участников строительства спорных объектов, в котором доли указаны в процентном отношении, является достаточным документом для определения соответствующих размеров долей применительно к статье 245 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 16 предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то
лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

По смыслу статей 16, 24, 25 Закона о государственной регистрации, статей 219, 244, 245, 246 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества, находящийся в собственности нескольких лиц с определением доли каждого сособственника (долевая собственность), осуществляется на основании заявления всех лиц, приобретающих объект недвижимости в общую долевую собственность.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Методических рекомендациях о порядке государственной регистрации прав общей собственности на недвижимое имущество, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 25.03.2003 N 70, право общей собственности на недвижимое имущество (его возникновение, переход, прекращение, ограничение) подлежит государственной регистрации (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации) и возникает с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 указанного Кодекса). При подаче документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности, возникающего с момента государственной регистрации, независимо от того, представили все лица, приобретающие объект недвижимости в общую долевую собственность, отдельные заявления или ими было составлено одно (общее) заявление, документы регистрируются в книге учета входящих документов под одним номером (пункт 11 Правил ведения книг учета документов).

Таким образом, внесение записи в Единый государственный реестр о регистрации права общей долевой собственности на вновь созданное имущество возможно при предоставлении одного заявления (общего), составленного всеми участниками долевого строительства либо при одновременном предоставлении соответствующих заявлений каждым участником.

Поскольку департамент не предоставил при регистрации доказательства предоставления в установленном порядке земельного участка для строительства распределительного газопровода; документы, подтверждающие согласие смежных землепользователей на предоставление необходимых частей земельных участков для размещения и эксплуатации газопроводов,
заявление (заявления) всех сособственников о регистрации права общей долевой собственности на спорные объекты, то отказ в регистрации является обоснованным.

При таких обстоятельствах основания для отмены постановления апелляционной инстанции отсутствуют. Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2006 по делу N А32-2628/2006-33/69 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.