Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.05.2006 N Ф08-1799/2006-761А по делу N А32-33026/2005-5/435 Налогоплательщики не вправе произвольно изменять ставки налога с владельцев транспортных средств исходя из нового масштаба цен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 мая 2006 года Дело N Ф08-1799/2006-761А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Новокубанского отделения N 5213, в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Новокубанского отделения N 5213 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2006 по делу N А32-33026/2005-5/435, установил следующее.

ОАО “Акционерный коммерческий
Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Новокубанского отделения N 5213 (далее - банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 21.03.2005 N 35.

Решением суда от 24.01.2006 в удовлетворении требований обществу отказано.

Судебный акт мотивирован следующим. Налог на пользователей автодорог отменен с 01.01.2003 и подлежал уплате обществом в 3 и 4 кварталах 2002 г. Банк представил декларацию по налогу на пользователей автодорог с нарушением установленного срока. Банк не вправе произвольно изменять ставки налога с владельцев транспортных средств исходя из нового масштаба цен.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился банк с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.01.2006.

По мнению подателя жалобы, налог на пользователей автодорог отменен с 01.09.2002. Общество представило декларацию по налогу на пользователей автодорог своевременно. Общество правомерно после деноминации рубля пересчитало налог с владельцев транспортных средств, исходя из нового масштаба цен.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя участвующего в деле лица, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку банка по вопросам соблюдения налогового законодательства. По результатам проверки составлен акт от 05.03.2005 N 37 и вынесено решение от 21.03.2005 N 35, которым банк привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации,
штрафа по налогу на пользователей автодорог, в виде 132 рублей 01 копейки штрафа по налогу с владельцев транспортных средств, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 29361 рубля штрафа по налогу на пользователей автодорог, банку предложено уплатить 213503 рубля налога на пользователей автодорог и 47892 рубля 11 копеек пени, 658 рублей 23 копейки налога с владельцев транспортных средств и 258 рублей 03 копейки пени, 69 рублей пени по НДФЛ.

Не согласившись с данным решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются.

В силу подпункта “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“
установлено, что одним из источников образования дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог.

Следовательно, налог на пользователей автомобильных дорог следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 названного Закона.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ из Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ исключена статья 5.

Статьей 21 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке. Так, согласно указанной статье статья 9 данного Закона вступает в силу с 01.01.2003.

Таким образом, до 01.01.2003 налог на пользователей автомобильных дорог не отменен.

Этот же вывод следует из статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15.01.2003.

Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В
соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2002 год“ доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета.

Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

В Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“ изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.

Данный вывод подтверждается и тем, что в абзаце 4 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ Правительству Российской Федерации поручено в связи с отменой с 01.01.2003 налога на пользователей автомобильных дорог предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций.

Суд обоснованно признал несостоятельными доводы общества об отмене налога на пользователей автомобильных дорог с 01.09.2002. Налог на пользователей автодорог был отменен с 01.01.2003 и подлежал уплате обществом в 3 и 4 кварталах 2002 г.

Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ установлен новый масштаб цен с учетом деноминации российского рубля.

Согласно пункту 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в
бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.

Вступивший в действие с 01.01.99 Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах (статья 1); федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются названным Кодексом (статья 5); налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Кодексом (статья 53).

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для применения к ставке налога с владельцев транспортных средств корректирующего коэффициента деноминации российского денежного знака.

Ставки названного налога установлены Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, который принят в 1991 г. Изменения в данный Закон в установленном порядке не вносились.

Кроме того, пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ установлена необходимость пересчета платежей по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженностей по этим платежам по состоянию на 01.01.98 исходя из нового масштаба цен, но не ставок налога, установленных в фиксированных суммах.

В пункте 15 данного Постановления Министерству финансов Российской Федерации поручено до 01.10.97 подготовить порядок пересчета установленных в твердых (фиксированных) суммах ставок (тарифов) страховых взносов и платежей по обязательным и добровольным видам государственного имущественного и личного страхования исходя из нового масштаба цен. Однако такого поручения в отношении определения порядка пересчета ставок налогов, установленных в твердых (фиксированных) суммах, названное Постановление не содержит.

Ни указ Президента Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации не являются
законодательными актами, которые могут устанавливать, изменять и отменять федеральные налоги и сборы. Законодательными актами Российской Федерации в спорный период не изменялись ставки налога с владельцев транспортных средств, в том числе с учетом коэффициента деноминации российского денежного знака.

Пунктом 49 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ ставки налога, установленные статьей 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, определены в тех же размерах, которые существовали до деноминации российского рубля (с каждой лошадиной силы каждого транспортного средства).

Следовательно, налогоплательщики не вправе произвольно изменять ставки налога с владельцев транспортных средств, исходя из нового масштаба цен. Следовательно, указанные ставки налога должны применяться в тех размерах, которые установлены федеральным законом.

Таким образом, вывод суда о том, что общество не вправе произвольно изменять ставки налога с владельцев транспортных средств, исходя из нового масштаба цен, является обоснованным.

Вместе с тем в части отказа в удовлетворении требований о незаконном привлечении к ответственности за непредставление налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, суд в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оценил доводы банка о том, что законодательно не установлен срок для представления такой декларации, а также возражения налоговой инспекции. Принимая решение, суд не сослался на норму права. Таким образом, суд в указанной части не сделал выводов о применении какой-либо нормы права, чем нарушил статьи 168 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим вывод суда о том, что общество представило декларацию по налогу на пользователей автодорог с нарушением
установленного срока, является необоснованным.

При указанных обстоятельствах решение суда от 24.01.2006 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 21.03.2005 N 35 в части привлечения банка к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 29361 рубля штрафа по налогу на пользователей автодорог, а дело - направлению в указанной части на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении спора в указанной части суду надлежит применить нормы права, регламентирующие отношения, связанные с представлением налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, и исходя из этого вынести судебный акт с соблюдением статей 168 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2006 по делу N А32-33026/2005-5/435 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 21.03.2005 N 35 в части привлечения банка к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 29361 рубля штрафа по налогу на пользователей автодорог и в указанной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.