Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.05.2006 N Ф08-1772/2006-740А по делу N А25-3602/2005-11 Правом на налоговые вычеты и на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость могут пользоваться только плательщики этого налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 мая 2006 года Дело N Ф08-1772/2006-740А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Охтовой З.З. и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.02.2006 по делу N А25-3602/2005-11, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Охтова З.З. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по
Карачаево-Черкесской Республике (далее - налоговая инспекция) от 15.09.2005 N 909/971.

Налоговая инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании с предпринимателя 1654 рублей налога на добавленную стоимость.

Решением суда от 26.02.2006 решение налоговой инспекции от 15.09.2005 N 909/971 признано недействительным. В удовлетворении встречного заявления налоговой инспекции отказано.

В обоснование судебного акта указано, что предприниматель представила документы, подтверждающие право на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2005 г., в том числе счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, которые были представлены в налоговую инспекцию до вынесения оспариваемого решения.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.02.2006 и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, суд дал неверную оценку всем имеющим значение для дела доказательствам. Представленные обществом счета-фактуры не соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные счета-фактуры не были представлены в налоговую инспекцию до вынесения оспариваемого решения. Статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанность налогового органа направить налогоплательщику требование о внесении исправлений в представленные документы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации предпринимателя по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2005 г. вынесла решение от 15.09.2005 N 909/971, которым привлекла предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде
330 рублей 80 копеек штрафа. Указанным решением Охтовой З.З. предложено уплатить 1654 рубля налога и 40 рублей 54 копейки пеней.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, предприниматель обратилась в арбитражный суд. Налоговая инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании с предпринимателя 1654 рублей налога.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

По смыслу указанных норм для получения права на вычеты по налогу на добавленную стоимость необходимо: подтверждение фактической оплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара (работы, услуги); оприходование данного товара (работы, услуги); приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии
со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом документы в совокупности должны с достоверностью подтверждать реальность операций, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает право налогоплательщика на получение возмещения налога из бюджета. Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им поставщику налога производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленного им по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.

В обоснование права на налоговый вычет предприниматель представила договор энергоснабжения с ОАО “Черкесские городские электрические сети“ от 06.02.2004 N 1/277; платежные документы; счета-фактуры от 30.04.2005 N 5813, от 31.05.2005 N 7323, от 30.06.2005 N 8608. Из представленных счетов-фактур видно, что адресом покупателя и грузополучателя обозначен адрес предпринимателя, указанный в свидетельстве о государственной регистрации, что не противоречит требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, вывод суда о соответствии счетов-фактур предъявляемым законом требованиям обоснован.

Суд первой инстанции исследовал и оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что спорные счета-фактуры были представлены в налоговую инспекцию до вынесения оспариваемого решения. Доводы кассационной жалобы в данной части направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Вместе с тем, суд не учел следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товара на таможенную территорию Российской
Федерации.

Согласно статье 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется только его плательщиком.

В статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.

Таким образом, правом на налоговые вычеты и на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость могут пользоваться только плательщики этого налога.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 Кодекса либо освобожденными от исполнения обязанности по его исчислению и уплате, относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Признавая недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции в части 306 рублей 85 копеек налога на добавленную стоимость, суд указал, что положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрета на предъявление налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, к налоговому вычету сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) при выставлении последними счетов-фактур с выделением в них налога на добавленную стоимость. Указанный вывод не соответствует нормам материального права.

Охтова З.З. производила уплату налогов по общей системе налогообложения только в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой в ходе торговли в магазине “Базар“, а в отношении остальных торговых точек применяла упрощенную систему налогообложения. Следовательно, к вычету мог быть предъявлен налог на добавленную стоимость только от осуществления деятельности в указанном магазине.

Согласно расчету заявителя сумма налога на добавленную
стоимость, предъявленная предпринимателю и уплаченная при приобретении товара, составляет 1347 рублей 15 копеек. По расчету налоговой инспекции сумма неуплаченного налога составила 1654 рубля (разница с расчетом предпринимателя составляет 306 рублей 85 копеек). Предприниматель ссылается на уплату 306 рублей 85 копеек налога, однако соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют и судом не исследовались.

При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 15.09.2005 N 909/971 о доначислении 306 рублей 85 копеек налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафа, а заявленные предпринимателем требования - отказу в удовлетворении. Судебный акт также следует отменить в части отказа в удовлетворении встречного заявления налоговой инспекции о взыскании 306 рублей 85 копеек налога, а дело в указанной части - направить на новое рассмотрение.

Полномочия суда кассационной инстанции ограничены частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При новом рассмотрении дела суду следует проверить факт оплаты предпринимателем 306 рублей 85 копеек, вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.02.2006 по делу N А25-3602/2005-11 отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 15.09.2005 N 909/971 о доначислении 306 рублей 85 копеек налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафа, а также в части отказа в удовлетворении встречного заявления налоговой инспекции о взыскании 306 рублей 85 копеек налога. В удовлетворении заявленных предпринимателем требований в части признания недействительным решения от 15.09.2005 N 909/971 о доначислении 306 рублей 85 копеек налога, соответствующих
пеней и штрафа отказать. Дело в части отказа в удовлетворении встречного заявления налоговой инспекции о взыскании указанной суммы направить на новое рассмотрение.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.