Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.05.2006 N Ф08-1730/2006 по делу N А61-1506/2003-13 Суд правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот пенсионерам, поскольку истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт оказания населению услуг и объем выпадающих доходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 мая 2006 года Дело N Ф08-1730/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителя от истца - Владикавказского муниципального унитарного предприятия “Трамвайно-троллейбусное управление“, в отсутствие ответчиков: Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания, третьих лиц: администрации местного самоуправления г. Владикавказа, Финансово-казначейского управления г. Владикавказа, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Владикавказского муниципального унитарного предприятия “Трамвайно-троллейбусное управление“ на решение от 22.11.2005 и постановление апелляционной инстанции
от 06.03.2006 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1506/2003-13, установил следующее.

Владикавказское муниципальное унитарное предприятие “Трамвайно-троллейбусное управление“ (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минтруда) и Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минфин) о взыскании 651600 тыс. рублей задолженности по возмещению расходов предприятия по предоставлению отдельным категориям граждан бесплатного и льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования.

До принятия решения предприятие уменьшило размер исковых требований и просило взыскать 107469300 рублей задолженности, возникшей в результате предоставления льгот по оплате проезда в 2001 - 2004 годах пенсионерам г. Владикавказа на основании постановления Совета Министров Северо-Осетинской ССР от 13.10.92 N 89 “О предоставлении права бесплатного проезда пенсионерам республики“.

Определениями от 18.12.2003 и 04.02.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления г. Владикавказа и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания.

Решением от 21.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2005, с Минфина за счет казны Республики Северная Осетия - Алания в пользу предприятия взыскано 107469300 рублей, в иске к Минтруда отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2005 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Кассационная инстанция признала правильным вывод судебных инстанций о том, что источником возмещения выпадающих затрат предприятия в связи с реализацией республиканского закона является казна Республики Северная Осетия - Алания. Между тем кассационная инстанция указала на отсутствие в материалах дела допустимых доказательств, подтверждающих
размер выпадающих доходов предприятия за период с 2001 по 2004 годы. Суд в должной мере не проверил правильность и обоснованность размера выпадающих доходов предприятия. Поэтому при новом рассмотрении дела суду предложено проверить размер фактических затрат истца, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, имеющих льготу (пенсионеров), исходя из того, что расчет цены иска в силу требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен быть подтвержден документально.

При новом рассмотрении дела предприятие уменьшило размер исковых требований и просило взыскать с ответчиков 61 млн. рублей задолженности, возникшей в результате предоставления в 2001 - 2004 годах льгот пенсионерам г. Владикавказа.

Решением от 22.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2006, в иске отказано на том основании, что истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих фактическое оказание предприятием в спорный период услуг по перевозке пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда на городском электротранспорте.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты, требования истца признать обоснованными. По мнению заявителя жалобы, расходы истца по предоставлению пенсионерам г. Владикавказа льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования подлежат возмещению за счет казны Республики Северная Осетия - Алания. Минфин не представил доказательств перечисления средств в местный бюджет на возмещение указанных затрат. Расчет понесенных предприятием расходов произведен в соответствии с пунктом 4.9 Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности о трамвайном и троллейбусном транспорте, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.06.92 N 44, и пунктом 29 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.06.2002 N 149. Факт оказания услуг по
перевозке и размер понесенных предприятием затрат подтверждаются материалами дела.

В отзыве на кассационную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе поддержало доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предприятия, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, предприятие в 2001 - 2004 годах в соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Северо-Осетинской ССР от 13.10.92 N 89 “О предоставлении права бесплатного проезда пенсионерам республики“ оказывало услуги по бесплатной перевозке пенсионеров на городском транспорте общего пользования.

Поскольку возмещение затрат предприятия из бюджета не произведено в полном объеме, истец обратился в суд с иском о взыскании убытков (выпадающих доходов).

В силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.

Согласно постановлению Совета Министров Северо-Осетинской ССР от 13.10.92 N 89 “О предоставлении права бесплатного проезда пенсионерам республики“ и постановлению Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 14.04.95 N 58 “О тарифах за проезд в городском и внутригородском пассажирском транспорте“ пенсионерам предоставлено право бесплатного проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси). Обеспечение возмещения убытков за перевозку пассажиров по фиксированным тарифам в городском и пригородном сообщении возложено на Минфин республики.

Таким образом, источником возмещения выпадающих доходов предприятия в связи
с реализацией указанных нормативных актов является казна Республики Северная Осетия - Алания.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В соответствии со статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.04.2002 N 44 “О формировании республиканской базы получателей социальных льгот и порядка возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных, транспортных услуг и услуг связи“ предусматривает, что финансирование названных выпадающих доходов производится при предоставлении соответствующих отчетов и актов сверок организациями, предоставляющими льготы.

Согласно пункту 29 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.06.2002 N 149, количество лиц с правом бесплатного проезда устанавливается на основании информации (справок), полученной от организаций, выдающих документы, дающие право на бесплатный проезд (городских военных комиссариатов, местных органов социального обеспечения и других). Количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, или на основании периодически проводимых натурных обследований, в результате которых определяется коэффициент соотношения объемов платных и бесплатных пассажиров (количество бесплатных пассажиров, приходящихся на каждого платного).

В подтверждение факта оказания услуг по перевозке и размера понесенных затрат предприятие представило в суд акт обследования перевозок пассажиров на городском электрическом транспорте от 26.09.2003, проведенного совместно с Минтруда в период
с 22.09.2003 по 25.09.2003, отчеты формы 26-ЖКХ за 2001 - 2004 годы, представленные в Госкомстат Республики Северная Осетия - Алания и Минтруда, содержащие сведения о численности граждан, имеющих право на бесплатный проезд в городском электротранспорте.

При новом рассмотрении дела предприятие представило данные Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания о количестве пенсионеров по старости, проживающих на территории г. Владикавказа в 2001, 2002, 2003, 2004 годах, с указанием количества по месяцам. Кроме того, истец представил акты обследования перевозок пассажиров на городском электротранспорте, проведенные совместно с Финансово-казначейским управлением г. Владикавказа в период с 18.09.2001 по 20.09.2001, с 18.04.2002 по 20.04.2002, с 24.03.2003 по 26.03.2003, с 23.06.2004 по 25.06.2004.

Судебные инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, обоснованно пришли к выводу о недоказанности предприятием размера фактических затрат, связанных с оказанием истцом услуг по перевозке пассажиров, имеющих льготу (пенсионеров).

Предприятие не представило надлежащих доказательств, которые в соответствии с вышеназванными нормативными актами являются основанием для финансирования выпадающих доходов.

В соответствии со статьей 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должен быть указан расчет взыскиваемой суммы. Согласно протоколу судебного заседания суда первой инстанции от 18 - 22.11.2005 предприятие в судебном заседании уточнило исковые требования и просило взыскать с ответчиков 61 млн. рублей выпадающих доходов за 2001 - 2004 годы. Однако расчет цены иска с расшифровкой выпадающих доходов, с указанием периода возникновения задолженности и количества лиц, которым оказаны услуги с предоставлением льготы, истец не представил. Истец не представил документы, подтверждающие фактическое оказание предприятием услуг по перевозке в спорный период.
Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте, представляемые в Госкомстат для ведения государственного статистического наблюдения, а также прогнозы планируемых предприятием убытков на соответствующий год такими доказательствами не являются.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.03.2006 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1506/2003-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.