Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.05.2006 N Ф08-1745/2006 по делу N А63-2221/2005-С4 Суд необоснованно удовлетворил требования о взыскании с муниципального бюджета задолженности по договору о финансировании мероприятий по исполнению муниципального задания, поскольку истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих фактическое исполнение обязанностей, предусмотренных договором, и объем расходов, связанных с выполнением задания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 мая 2006 года Дело N Ф08-1745/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - закрытого акционерного общества “Краевой клинический диагностический центр“, представителей от ответчиков: отдела здравоохранения администрации города Невинномысска, от Финансового управления администрации города Невинномысска, в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества “Медицинская страховая компания “ЭМЭСК“, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу отдела здравоохранения администрации города Невинномысска на решение от 12.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2006 Арбитражного суда Ставропольского края по делу
N А63-2221/2005-С4, установил следующее.

ЗАО “Краевой клинический диагностический центр“ (далее - диагностический центр) обратилось в арбитражный суд к отделу здравоохранения и финансовому управлению администрации города Невинномысска (далее - отдел здравоохранения, Финансовое управление) с заявлением о признании незаконным бездействия отдела здравоохранения, выразившегося в не предоставлении бюджетных средств на покрытие расходов истца, связанных с оказанием услуг населению города по обязательному медицинскому страхованию, и взыскании с отдела 616 тыс. рублей задолженности по договору от 25.05.2004 N 7 (уточненные требования).

Решением от 12.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2006, исковые требования удовлетворены, бездействие отдела здравоохранения признано незаконным, с отдела здравоохранения в пользу диагностического центра взыскано 616 тыс. рублей задолженности по договору от 25.05.2004 N 7. В иске к финансовому управлению отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается выполнение истцом обязательств, предусмотренных договором от 25.05.2004 N 7. Ответчик не перечислил истцу выделенные в бюджете средства на возмещение расходов диагностического центра, понесенных в связи с оказанием медицинских услуг населению города в рамках обязательного медицинского страхования.

В кассационной жалобе отдел здравоохранения просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу. По мнению заявителя жалобы, его действия по прекращению финансирования диагностического центра обусловлены нарушением последним бюджетного законодательства (нецелевым использованием выделенных из бюджета денежных средств), в связи с этим вывод суда о незаконности действий отдела является неправомерным. Кроме того, диагностический центр пропустил срок исковой давности, не подтвердил надлежащими доказательствами размер расходов на заявленную сумму.

В судебном заседании представители отдела здравоохранения и финансового управления поддержали доводы, изложенные в жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представители диагностического центра возражали
против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что 25.05.2004 диагностический центр и отдел здравоохранения заключили договор N 7, предметом которого является согласование порядка исполнения и финансирования задания по обеспечению государственных (муниципальных) гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи прикрепленному населению города Невинномысска в системе обязательного медицинского образования.

По данному договору диагностический центр (исполнитель) обязался по заданию отдела (заказчика) оказывать амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь прикрепленному населению города Невинномысска в системе обязательного медицинского страхования в рамках муниципального заказа, утвержденного на финансовый год. Отдел здравоохранения (заказчик) обязался оплачивать диагностическому центру (исполнителю) за счет муниципального бюджета расходы на выполнение задания, не обеспеченные источниками финансирования в системе обязательного медицинского страхования в пределах согласованных сторонами средств (пункт 1.3).

Во исполнение данного договора в порядке авансового платежа отдел здравоохранения перечислил диагностическому центру 205 тыс. рублей. В связи с отказом диагностического центра представить первичную документацию, подтверждающую размер фактических расходов на полученную сумму, ответчик прекратил дальнейшее перечисление бюджетных средств.

Вывод суда о правомерности заявленных требований не соответствует нормам материального права и не подтвержден надлежащими доказательствами.

В соответствии с действующим в период спорных отношений Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация оказания на территории муниципального образования первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях относится к вопросам местного значения, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется
населением и (или) органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255 утверждено Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией. Указанное Положение предписывает органам местного самоуправления в сфере здравоохранения после утверждения местных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год доводить задания по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи до организаций муниципальной системы здравоохранения и иных организаций здравоохранения одновременно с объемами бюджетных ассигнований и лимитами бюджетных обязательств.

Основанием для заключения договора N 7 послужило наличие муниципального задания для диагностического центра по реализации территориальной программы оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и решение Думы города Невинномысска от 28.04.2004 N 35-62 об увеличении ассигнований по отрасли “Здравоохранение“, в том числе на расходы по диагностическому центру в сумме 821 тыс. рублей.

В соответствии с договором N 7 отдел здравоохранения издал приказ от 25.05.2004 N 01-02/114 об утверждении муниципального заказа для диагностического центра по оказанию бесплатной медицинской помощи населению в рамках обязательного медицинского страхования.

Во исполнение данного заказа диагностический центр и ОАО “Медицинская страховая компания “ЭМЭКС“ заключили договор от 01.06.2004 N 10 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. В соответствии с названным договором диагностический центр принял на себя обязательства оказывать бесплатную медицинскую помощь прикрепленному застрахованному населению в рамках утвержденного муниципального заказа. Отдел здравоохранения обязался оплачивать диагностическому центру за счет средств муниципального бюджета расходы на выполнение муниципального задания, не обеспеченные источниками финансирования в системе обязательного медицинского страхования
в пределах согласованных сторонами средств.

В соответствии со статьями 38, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств не допускается. В силу статей 162, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.

Требуя возмещение из бюджета 616 тыс. рублей во исполнение договора от 25.05.2004 N 7, диагностический центр не представил надлежащих доказательств, подтверждающих фактическое исполнение обязательств в рамках муниципального заказа по оказанию бесплатной медицинской помощи населению города Невинномысска в системе обязательного медицинского страхования, и объем расходов по выполнению данных обязательств. Суд не исследовал данные обстоятельства, однако без выяснения этих обстоятельств невозможно определить размер расходов диагностического центра по исполнению муниципального задания, не обеспеченных источниками финансирования в системе обязательного медицинского страхования.

Приобщенные к материалам дела отчеты по форме ф-14 содержат сведения только о расходовании средств обязательного медицинского страхования, а не бюджетных средств, поэтому не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих целевое использование муниципальных бюджетных средств.

Действия отдела здравоохранения, направленные на соблюдение требований бюджетного законодательства, не могут быть признаны неправомерными.

Таким образом, выводы судебных инстанций о правомерности заявленных требований не соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, поскольку приняты по неполно исследованным фактическим
обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора.

В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, в связи с этим судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать фактическое исполнение диагностическим центром обязательств, предусмотренных договором от 25.05.2004 N 7, на основании первичных документов бухгалтерского учета выяснить объем расходов центра по исполнению муниципального задания, не обеспеченных источниками финансирования в системе обязательного медицинского страхования. С учетом установленных обстоятельств дать оценку правомерности заявленных требований.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2006 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2221/2005-С4 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.