Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2006, 22.08.2006 по делу N А40-39301/06-140-273 Налогоплательщик вправе применить налоговый вычет и отразить соответствующую сумму налогового вычета именно в том налоговом периоде, в котором собран полный пакет документов по налоговой ставке 0 процентов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 августа 2006 г. Дело N А40-39301/06-140-27322 августа 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 21.08.2006.

Решение в полном объеме изготовлено 22.08.2006.

Арбитражный суд в составе: председательствующего: М., судей: единолично, протокол ведет судья, при участии: от истца (заявителя): Д. д. N 1143/06 от 01.08.06, от ответчика: Ф. д. N 58-07/2987 от 05.04.06, К. д. N 58-07/11161 от 21.08.06, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Мобильные ТелеСистемы“ к МРИ ФНС КН N 7 о признании недействительными решения от 07.03.06 N 15-24 и от 07.03.06 N 15-23 в части,

УСТАНОВИЛ:

заявитель ОАО “Мобильные ТелеСистемы“ обратился в арбитражный суд к МРИ
ФНС КН N 7 с требованием о признании недействительными решения от 07.03.2006 N 15-23 “Об отказе в привлечении открытого акционерного общества “Мобильные ТелеСистемы“ к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части предложения уплатить НДС в сумме 60773 руб. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет, а также решение N 15-24 от 07.03.2006 “Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“.

Ответчик требования не признал, возразил по основаниям, изложенным в оспариваемом в части решении от 07.03.2006 N 15-23 (т. 1 л.д. 10 - 11) и решении от 07.03.06 N 15-24 (т. 1 л.д. 12 - 13), отзыве (т. 1 л.д. 143 - 144), письменных объяснениях по делу.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено следующее.

Заявитель 12.12.2005 представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2004 г., согласно которой налогоплательщиком заявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 375962 руб. В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации и представленных документов, инспекцией установлено, что изменения и дополнения в декларацию по НДС по ставке 0 процентов за март 2004 г. внесены налогоплательщиком в связи с представлением 12.12.05 в налоговый орган полного пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг дипломатическим представительствам на сумму 2426304 руб., т.е. обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг на сумму 2426304 руб. налогоплательщиком документально подтверждена в декабре 2005 г.

Следовательно, по мнению налоговой инспекции, налогоплательщиком необоснованно заявлено применение налоговой ставки 0 процентов за март 2004 г. по операциям при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами в сумме 2426304 руб., а также необоснованное заявлено к возмещению НДС по ставке 0 процентов за март 2004 г. в сумме 375962 руб., что привело к неуплате НДС в размере 208087 руб.

Решением от 07.03.06 N 15-24 заявителю отказано в применении налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг в сумме 2426304 руб., отказано в возмещении НДС в сумме 375962 руб.

Решением от 07.03.06 N 15-23 в оспариваемой заявителем части предложено уплатить сумму НДС в размере 60773 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Также налоговый орган ссылается на то, что в соответствии п. 1 ст. 167 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по НДС определяется в зависимости от выбранной налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, в случае отсутствия у налогоплательщика в момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг, операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов; исходя из установленной организацией учетной политики на 2004 г. моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); организация необоснованно считает, что право на применение налоговой ставки 0 процентов возникает в том налоговом периоде, в котором возникает момент определение налоговой базы; право на применение ставки 0 процентов возникает только после того, как собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов, а вычет по НДС, уменьшающий налог к уплате, применяется в том
налоговом периоде, когда заявитель документально может подтвердить соблюдение условий обоснованности применения ставки 0 процентов.

Налоговый орган также ссылается на Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 по вопросам применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими представительствами, а также приказ МНС РФ от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость“.

Заявитель считает, что оспариваемые им ненормативные правовые акты налоговой инспекции противоречат закону, не соответствуют действительности, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд не соглашается с доводами налоговой инспекции.

Стороны в судебном заседании пояснили, что в момент оказания услуг иностранным дипломатическим представительствам, налогоплательщиком исчислен и уплачен в бюджет НДС по ставке 18 процентов, что обусловлено принятой налогоплательщиком учетной политики “по отгрузке“ и требованиями закона. Приказ налогоплательщика N ОД-998 от 31.12.03 по вопросам учетной политики для целей налогообложения на 2004 г. представлен в материалы дела (т. 1 л.д. 128 - 140).

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что спор между сторонами настоящего дела сводится к тому, к какому налоговому периоду налогоплательщик вправе отнести сумму налогового вычета, учитывая, что услуги, предусмотренные пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ оказаны в одном налоговом периоде (марте 2004 г.), а полный пакет документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов заявителем собран и представлен в другом налоговом периоде (декабре 2005 г.).

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные
настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

При этом, статья 172 НК РФ, регулируя порядок применения налоговых вычетов, устанавливает, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

Имеется в виду пункт 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Вычеты сумм налога,
предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса.

Таким образом, из НК РФ не следует, что налогоплательщик вправе применить налоговый вычет и отразить соответствующую сумму налогового вычета именно в том налоговом периоде, в котором собран полный пакет документов по налоговой ставке 0 процентов. Пункты 1 и 3 ст. 172 НК РФ не содержат специальных правил относительно налогового периода, в котором налогоплательщик вправе применить налоговый вычет, а содержат дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.

Пункт 2 ст. 173 НК РФ предоставляет возможность возмещения налогоплательщику сумм НДС в случае превышения налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного в связи с реализацией товаров (работ, услуг), применительно к определенному налоговому периоду. Следовательно, отражение в налоговой декларации за декабрь 2005 г. сумм налоговых вычетов, относящихся к иному налоговому периоду (марту 2004 г.) не соответствовало бы закону.

Статья 167 НК РФ, на которую ссылается налоговый орган, регулирует вопросы определения момента налоговой базы, с целью решения вопроса уплаты налога в бюджет.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 по вопросам применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими представительствами, на которое ссылается налоговый орган как следует из его содержания, определяет порядок применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для
официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами. Данным Постановлением Правительства РФ не регулируются вопросы применения налоговых вычетов применительно к налоговым периодам. Не регулирует и данным вопрос также приказ МНС РФ от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость“, в связи с тем, что НК РФ не предусматривает решение данного вопроса МНС РФ. Раздел IV “Порядок заполнения декларации по налоговой ставке 0 процентов“ Инструкции, утвержденной данным приказом МНС РФ, на который ссылается налоговый орган, определяет только заполнение конкретных строк налоговой декларации.

Суд учитывает также судебную практику по данному вопросу (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.06 N 10807/05).

Учитывая установленные судом обстоятельства, требования заявителя подлежат удовлетворению. Оспариваемые ненормативные правовые акты налоговой инспекции подлежат признанию недействительными по изложенным в них основаниям.

Уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату по правилам ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 164, 165, 171, 172 НК РФ, ст. ст. 65, 110, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

требования ОАО “Мобильные ТелеСистемы“ удовлетворить.

Признать незаконными решение МРИ ФНС КН N 7 от 07.03.2006 N 15-23 “Об отказе в привлечении открытого акционерного общества “Мобильные ТелеСистемы“ к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части предложения уплатить НДС в сумме 60773 руб. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет, а также решение N 15-24 от 07.03.2006 “Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“.

Возвратить заявителю госпошлину в сумме 4000 руб., уплаченную по платежному поручению N 05019 от 18.04.06.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.