Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2006 N Ф08-1481/2006-628А по делу N А32-22511/2005-5/432 Суд признал недействительным решение налоговой инспекции о прекращении действия реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и пеням перед краевым бюджетом, поскольку налоговая инспекция не представила доказательств нарушения обществом графика погашения реструктурированной кредиторской задолженности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 апреля 2006 года Дело N Ф08-1481/2006-628А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Северо-Кавказское специализированное открытое акционерное общество транспортного строительства“, в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи Краснодарского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и направившего ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи Краснодарского края на решение от 16.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22511/2005-5/432, установил
следующее.

ОАО “Северо-Кавказское специализированное открытое акционерное общество транспортного строительства“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) с заявлением, в котором просило признать недействительным решение от 29.04.2005 N 13-21-136/214 о прекращении действия реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и пеням перед краевым бюджетом (далее - решение).

Решением суда от 16.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2006, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение налоговой инспекции. Судебные акты мотивированы следующим. Налоговая инспекция неправомерно прекратила действие решения, поскольку не представила доказательств нарушения обществом графика погашения реструктурированной кредиторской задолженности. Администрацией Краснодарского края не решался вопрос об отмене ранее предоставленной реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам общества.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2006, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению налоговой инспекции, решение суда от 16.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2006 являются незаконными. В связи с принятием главой администрации Краснодарского края постановления от 19.04.2005 N 332 налоговая инспекция обоснованно вынесла оспоренное налогоплательщиком решение.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, так как график погашения задолженности общество не нарушало.

В судебном заседании представитель общества поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция в соответствии с постановлением главы администрации
Краснодарского края от 28.03.2002 N 341 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом“ (далее - постановление) вынесла решение от 18.05.2002 N 02-33/1-24-74/531, которым предоставила филиалу (СМП-603) общества право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед краевым бюджетом на сумму 1476300 рублей по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Налоговая инспекция решением обязала филиал общества своевременно осуществлять платежи в погашение задолженности в соответствии с установленным графиком по налогам с III квартала 2002 г. по IV квартал 2006 г. сроком на 6 лет, а также текущие обязательные платежи в полном объеме.

Налоговая инспекция на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ вынесла решение о прекращении действия реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и пеням перед краевым бюджетом филиала общества.

Общество в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.

Суд обоснованно удовлетворил заявленные требования ввиду следующего.

Во исполнение статьи 115 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год“ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 03.09.99 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ (далее - Порядок).

Данным Постановлением исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом утвержденного Порядка.

28 марта 2002 г. главой администрации Краснодарского края на основании
указанного Постановления Правительства Российской Федерации принято постановление N 341 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом“.

Данным постановлением право принятия решения о реструктуризации предоставлено территориальным налоговым органам по месту регистрации юридических лиц. Кроме того, Порядком проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом установлено, что задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ признано утратившим силу постановление главы администрации Краснодарского края от 28.03.2002 N 341.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 52 Закона Краснодарского края от 06.06.95 N 7-КЗ “О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края“ нормативному правовому акту края может быть соответствующим правотворческим органом придана обратная сила.

Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление юридической ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность.

Действие постановления главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия.

Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков.

В
тексте постановления главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ не говорится о том, что оно распространяется на отношения, возникшие до его принятия, или что решения, вынесенные в соответствии с нормативными актами, признанными утратившими силу, подлежат отмене.

Кроме того, отмена решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности ухудшает положение налогоплательщика, так как ему будет необходимо единовременно выплатить сумму реструктурированной задолженности, что может повлечь для него незапланированные затраты и дестабилизацию его деятельности.

Решение о реструктуризации кредиторской задолженности N 02-33/1-24-74/531 принято 18.05.2002, постановление главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 3 постановления), то есть с 26.04.2005, и не влияет на законность решения налоговой инспекции от 18.05.2002 N 02-33/1-24-74/531 о предоставлении права на реструктуризацию.

Суд оценил все доводы налогового органа по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе.

Суд кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняет доводы жалобы, направленные на переоценку обстоятельств по делу.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм отсутствуют.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от
25.01.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22511/2005-5/432 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.