Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.04.2006 N Ф08-835/2006 по делу N А32-24674/2004-31/451 Поскольку на момент рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения суд не располагал сведениями об одобрении надлежащим представительным органом местного самоуправления условий мирового соглашения об отчуждении муниципальных объектов, он не должен был утверждать мировое соглашение и прекращать производство по делу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 апреля 2006 года Дело N Ф08-835/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от истца - Федерации независимых профсоюзов России, представителя от ответчика - администрации г. Анапа, представителя от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Детский лечебно-оздоровительный и образовательный санаторий круглогодичного действия “Детская республика “Жемчужина Анапы“, в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Агропромышленный комбинат “Анапа“, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Анапа на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2005 по делу N А32-24674/2004-31/451, установил следующее.

Федерация независимых профсоюзов России обратилась
в суд с иском к администрации г. Анапа (далее - администрация) о признании недействительным соглашения от 02.06.2000, заключенного между администрацией и ФНПР, о безвозмездной передаче в муниципальную собственность 15-процентной доли имущественного комплекса МЛОО “Жемчужина России“ и применении реституции.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования в части требований о применении реституции и просил возвратить 15-процентную долю имущественного комплекса МЛОО “Жемчужина России“, состоящую из спального корпуса “Сокол“ и относящейся к нему столовой литера А, в том числе столовой площадью 1662,7 кв. м, перехода площадью 579,7 кв. м; спального корпуса площадью 2196,9 кв. м; спального корпуса площадью 2202,5 кв. м, солярия площадью 2192 кв. м; сарая литера Г1, пристройки литера Г4; сооружений, в том числе игровой площадки, дороги, аэрария, тротуаров, бойлерной установки, трибуны, передаточных устройств (сетей).

К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО “Агропромышленный комбинат “Анапа“ (далее - комбинат).

Определением от 10.10.2005 суд утвердил мировое соглашение от 23.09.2005, заключенное ФНПР, администрацией и комбинатом, на следующих условиях:

Федерация независимых профсоюзов России, администрация города-курорта Анапа, ООО “Агропромышленный комбинат “Анапа“, в целях мирного разрешения споров по делам N А32-22674/2003-41/433, N А32-24679/2004-9/419, N А32-16581/2004-9/386, N А32-24674/2004-31/451, находящимся в Арбитражном суде Краснодарского края и связанным с имущественным комплексом бывшего МЛОО “Жемчужина России“, заключили мировое соглашение о следующем:

1. Администрация города-курорта Анапа возвращает ФНПР имущественный комплекс, полученный ею по приложению N 5 к мировому соглашению от 15.12.2002, утвержденному определением арбитражного суда от 27.12.2002 по делу N А32-11770/2002-9/272, то есть возвращает: спальный корпус “Сокол“ со столовой, инженерными коммуникациями и сооружениями,
находящимися на земельном участке в Анапе по Пионерскому проспекту N 253; общежитие на 450 мест, находящееся в пос. Витязево по ул. Горького, 1/1; общежитие на 45 мест, находящееся в пос. Витязево, по ул. Горького, 27 (подробный перечень передаваемого имущества указывается в приложении).

2. Учитывая, что ФНПР не возместило ООО АПК “Анапа“ расходы по строительству и ремонту объектов ООО ДЛОО СКД “Детская республика “Жемчужина Анапы“, приходящиеся на ее долю, а размер их по стоимости является равноценным стоимости имущества, указанного в пункте 1 мирового соглашения, то передача данного имущества осуществляется непосредственно от администрации города-курорта Анапа к ООО АПК “Анапа“ в течение одной недели.

3. ООО АПК “Анапа“ обязуется перечислить администрации города-курорта Анапа в течение одного месяца с момента предъявления счета на оплату 1 млн. рублей расходов по оборудованию пищеблока корпуса “Сокол“.

4. Стороны взаимных претензий по имущественному комплексу бывшего МЛОО “Жемчужина России“ не имеют, и все арбитражные дела по указанному вопросу прекращаются.

Перечень недвижимого имущества, подлежащего передаче в собственность ФНПР:

----T-----T-----------------------------------------T------------¬

¦ N ¦Инв. ¦ Наименование инвентарного объекта ¦Дата ввода в¦

¦п/п¦номер¦ ¦эксплуатацию¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ ¦ ¦** ЗДАНИЯ ¦ ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 1.¦1670 ¦Общежитие на 450 мест ¦ 01.01.80 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 2.¦1671 ¦Общежитие на 45 мест ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 3.¦1701 ¦“Сокол“ спальный корпус ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 4.¦1702 ¦Столовая ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ ¦ ¦** СООРУЖЕНИЯ ¦ ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 1.¦1704 ¦“Сокол“. Спорт. и игровые площ. ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 2.¦1705 ¦Трибуна и стен. с флагштоком ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 3.¦1706 ¦Детские качели и карусель ¦
01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 4.¦1707 ¦Дороги корпуса и общей зоны ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 5.¦1708 ¦Малые формы и питьевые фонт. ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 6.¦1709 ¦Аэрарий на 480 мест ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 7.¦1710 ¦Тротуар. Площадка и сад. дор. ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 8.¦1712 ¦Бойлерная установка ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ ¦ ¦** ПЕРЕДАТОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА ¦ ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 1.¦1673 ¦Общежитие. Водопровод ¦ 01.01.80 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 2.¦1674 ¦Канализация ¦ 01.01.80 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 3.¦1675 ¦Электричество и тран. ¦ 01.01.80 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 4.¦1676 ¦Связь и радио. ¦ 01.01.80 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 5.¦1677 ¦Инженерные сети. ¦ 01.01.80 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 6.¦1711 ¦“Сокол“ Канализация пляжа ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 7.¦1713 ¦Наруж. слаботочные сети ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 8.¦1714 ¦Связь и радио ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦ 9.¦1715 ¦Наружная канализация ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦10.¦1716 ¦Наружн. водопровод и поливоч. ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦11.¦1717 ¦Тепловые сети ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦12.¦1718 ¦Электрифик. и трансформатор ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦13.¦1719 ¦Наружное освещение ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦14.¦1720 ¦Горячее водоснабжение ¦ 01.01.75 ¦

+---+-----+-----------------------------------------+------------+

¦15 ¦1721 ¦Монтаж каб. п/сети к/лин. ¦ 01.01.75 ¦

L---+-----+-----------------------------------------+-------------

Производство по делу прекращено.

Судебный акт основан на том, что условия соглашения не противоречат закону и не нарушают права третьих лиц.

В кассационной жалобе и дополнении к ней администрация просит определение отменить. Заявитель полагает, что мировое соглашение от администрации подписано неуполномоченным лицом. Условия мирового соглашения противоречат уставу муниципального образования город-курорт Анапа, принятому решением Совета депутатов города-курорта Анапа от 11.08.2004 N 313, и положению о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города-курорта Анапа, утвержденному решением Совета депутатов города-курорта Анапа от 29.01.2002 N 90 (далее - Положение).

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Детский лечебно-оздоровительный и образовательный санаторий круглогодичного действия “Детская республика “Жемчужина Анапы“ просит кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения, считая изложенные в ней доводы необоснованными.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что определение подлежит отмене по следующим основаниям.

Пункт 1 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает возможность урегулирования спора его сторонами путем заключения
мирового соглашения. По результатам рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения суд вправе утвердить это соглашение (пункт 1 статьи 141 Кодекса).

Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (пункт 6 статьи 141 Кодекса).

По условиям мирового соглашения ФНПР, администрация и комбинат в целях мирного разрешения споров, связанных с имущественным комплексом бывшего МЛОО “Жемчужина России“, договорились о том, что администрация возвращает ФНПР имущественный комплекс, полученный ею по приложению N 5 к мировому соглашению от 15.12.2002, утвержденному определением от 27.12.2002 по делу N А32-11770/2002-9/272.

Передача имущества осуществляется непосредственно от администрации к комбинату в течение одной недели.

Комбинат, в свою очередь, обязуется перечислить администрации в течение одного месяца с момента предъявления счета на оплату 1 млн. рублей расходов по оборудованию пищеблока корпуса “Сокол“.

После утверждения мирового соглашения стороны взаимных претензий по имущественному комплексу бывшего МЛОО “Жемчужина России“ не имеют и все арбитражные дела по указанному вопросу прекращаются.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела и мировое соглашение от 23.09.2005, пришел к выводу, что мировое соглашение подлежит утверждению, а производство по делу прекращению, поскольку соглашение подписано уполномоченными лицами, его условия не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.

Однако суд не учел следующее.

Статьями 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, от имени соответствующих образований осуществляют имущественные права органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 68 Закона
РФ от 06.07.91 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ установлено, что городская администрация управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности; вносит предложения в Совет об отчуждении объектов муниципальной собственности.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 15 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 11 устава муниципального образования город-курорт Анапа, принятого решением Совета депутатов города-курорта Анапа от 11.08.2004 N 313).

Пунктом 1 статьи 18 названного устава установлено, что глава администрации управляет муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленным Советом депутатов.

Пунктом 1.9 Положения предусмотрено, что вопросы отчуждения муниципального недвижимого имущества в обязательном порядке согласовываются с представительным органом города - Советом депутатов.

На момент рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения от 23.09.2005 суд не располагал сведениями об одобрении Советом депутатов условий указанного мирового соглашения об отчуждении муниципальных объектов, он не должен был утверждать мировое соглашение и прекращать производство по делу.

Кроме того, текст мирового соглашения от 23.09.2005 полностью идентичен тексту ранее предоставленного суду мирового соглашения от 18.10.2004. Однако в материалах дела имеется заявление главы города-курорта Анапа от 18.11.2004 об отзыве последнего в связи с тем, что его условия не рассмотрены на сессии Совета депутатов города-курорта Анапа. Необходимо также учесть, что на момент утверждения судом мирового соглашения от 23.09.2005 завершено производство по тем делам, в целях мирного урегулирования спора по которым заключено данное мировое соглашение. Указанные обстоятельства требуют выяснения подлинной воли представительного органа местного самоуправления на распоряжение спорными
объектами муниципальной собственности.

Поскольку арбитражный суд надлежаще не проверил, соответствует ли мировое соглашение закону и не нарушает ли права других лиц, определение об его утверждении надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дополнительно исследовать вопрос о наличии у Цуканова В.В. полномочий на подписание мирового соглашения и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2005 по делу N А32-24674/2004-31/451 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.