Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.02.2006 N Ф08-6330/2005 по делу N А63-1858/2004-С4 При подготовке и проведении конкурса по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения комиссия обоснованно отклонила документы одного из участников конкурса. Условия конкурса в части предмета отбора претендентов были едиными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 7 февраля 2006 года Дело N Ф08-6330/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителей от заявителя - открытого акционерного общества “РОСНО-М“ (Пятигорский филиал г. Пятигорск), от ответчика - Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края, в отсутствие Ставропольского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Ставропольского краевого Фонда обязательного медицинского страхования, Министерства здравоохранения Ставропольского края, открытого акционерного общества “ЭМЭСК“, закрытого акционерного общества “Страховая медицинская компания “Солидарность для жизни“, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “РОСНО-М“ (Пятигорский филиал г. Пятигорск) на
решение от 14.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1858/2004-С4, установил следующее.

ОАО “РОСНО-М“ (Пятигорский филиал) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании не соответствующими действующему законодательству ненормативных актов Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края: приказа от 14.11.2004 N 152/од; Правил организации и проведения конкурса по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения, проживающего на территории Ставропольского края; Регламента конкурсной комиссии по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения, проживающего на территории Ставропольского края. Заявитель также просил обязать Министерство экономического развития и торговли отменить результаты открытого конкурса и опубликовать соответствующее объявление в газете “Ставропольская правда“.

Решением от 14.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2005, в удовлетворении требований отказано. Судебные инстанции исходили из следующего. В соответствии с законодательством организация обязательного медицинского страхования неработающего населения отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований исключены из числа страхователей неработающего населения Ставропольского края. Наличие нерасторгнутого договора от 30.04.2004 между ОАО “РОСНО-М“ и администрацией г. Пятигорска не может служить основанием для признания недействительными результатов конкурса и конкурсной документации недействительной, поскольку действующие нормативные акты не устанавливают возможности финансирования обязательного медицинского страхования неработающего населения за счет местного бюджета муниципального образования г. Пятигорск. Какие-либо нарушения порядка подготовки и проведения конкурса по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения не установлены.

В кассационной жалобе ОАО “РОСНО-М“ (Пятигорский филиал) просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Жалоба обоснована следующим:

- судебные инстанции не приняли во
внимание тот факт, что ранее (в частности, в 2004 году) ряд муниципальных образований (в том числе г. Пятигорск) провели конкурсы по отбору страховщиков и заключили договоры на оказание аналогичных услуг; договоры на момент проведения оспариваемого конкурса не расторгнуты;

- нарушение порядка подготовки и проведения конкурса проявилось в следующем: законные основания для отклонения документов, представленных истцом, отсутствовали; из двух участников конкурса победили оба претендента; изменены условия конкурса в части определения его предмета; участник - ЗАО “СМК “Солидарность для жизни“ предоставило о себе ложные сведения; в конкурсе участвовали документы, представленные не участником конкурса (ОАО “РОСНО-М“), а полученные дополнительно членом конкурсной комиссии, что свидетельствует о субъективном подходе комиссии к участнику.

В отзывах на кассационную жалобу Министерство экономического развития и торговли Ставропольского края, Министерство здравоохранения Ставропольского края, ОАО “ЭМЭКС“ ссылаются на законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.

Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 23.10.2004 в газете “Ставропольская правда“ опубликовано приглашение к участию в конкурсе по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Ставропольского края. Указанное объявление опубликовано на основании приказа Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 14.12.2004 N 152/од и утвержденных Правил организации и проведения конкурса по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Ставропольского края и Регламента конкурсной комиссии по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Ставропольского края.

27.04.2004 муниципальное образование город Пятигорск провело открытый конкурс страховых медицинских организаций, победителем которого признано ОАО “РОСНО-МС“. 30 апреля
2004 года администрация г. Пятигорска и общество заключили договор обязательного медицинского страхования неработающего населения. Договор заключен сроком на 3 года. 20 января 2005 года ОАО “РОСНО-МС“ и Министерство здравоохранения Ставропольского края в связи с изменением страхователя перезаключили договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан сроком до 31.03.2005. В письме от 25.02.2005 N 01-13968 страховщик извещен о прекращении договора от 20.01.2005.

При указанных обстоятельствах, отказывая в иске, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения, проживающего на территории Ставропольского края, от 11.02.2005 отклонены конкурсные документы и отказано в допуске к дальнейшему участию в открытом конкурсе ОАО “РОСНО-МС“. Основанием для этого послужило отсутствие необходимых документов и наличие факта нецелевого использования финансовых средств по ОМС.

По итогам проведения конкурса (протокол от 14.01.2005) победителями признаны ОАО “МСК “ЭМЭСК“ и ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“.

Правила организации и проведения конкурса по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения, проживающего на территории Ставропольского края, и Регламент конкурсной комиссии по отбору страховщиков для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения, проживающего на территории Ставропольского края, соответствуют действующему законодательству. Исключение органов местного самоуправления Ставропольского края как страховщиков для неработающего населения связано с внесением изменений в законодательные акты Российской Федерации и Ставропольского края, регламентирующие правоотношения по страхованию неработающего населения в 2005 году. В частности, изменения внесены в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, в Закон Ставропольского края “О бюджете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год“, в соответствии
с которыми к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе Ставропольского края, осуществляемыми самостоятельно за счет средств бюджета края, отнесена организация обязательного медицинского страхования неработающего населения. Довод кассационной жалобы ОАО “РОСНО-МС“ о наличии договора на оказание аналогичных услуг, заключенного с администрацией г. Пятигорска, не может быть принят во внимание, поскольку организация обязательного медицинского страхования неработающего населения за счет средств бюджета Ставропольского края фактически делает невозможным исполнение данного договора. В силу этого перезаключенный с надлежащим страхователем договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 20.01.2005 правомерно расторгнут страхователем.

Судом отклоняется довод заявителя жалобы о нарушении порядка подготовки и проведения конкурса. Так, конкурсная документация, представленная истцом, не в полной мере соответствовала требованиям, указанным в Правилах. В нарушение пункта 7.4 Правил в пакете документов отсутствовала справка из налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и другим обязательным платежам за 2002 - 2003 годы; дата приема документов зафиксирована ранее даты выдачи доверенности, комиссией установлен факт нецелевого использования средств ОМС. Довод заявителя жалобы о том, что председатель конкурсной комиссии не вправе запрашивать дополнительные документы, кроме предоставленных претендентом, неправомерен, поскольку такая возможность установлена в пункте 4 Регламента, согласно которому организатор конкурса подготавливает и представляет на рассмотрение конкурсной комиссии материалы, необходимые для отбора страховщиков. Необходимость получить дополнительные документы обусловлена тем, что в акте проверки деятельности Пятигорского филиала ОАО “РОСНО-СМ“ содержится ссылка на нецелевое использование страховой компанией денежных средств, что противоречит условиям конкурса. В актах проверки других претендентов указанная информация отсутствовала, поэтому соответствующие документы не запрашивались. В письме Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 08.02.2005
N 03/270 подтверждается факт нецелевого использования средств ОМС в Ставропольском крае филиалом ОАО “РОСНО-СМ“.

При указанных обстоятельствах ОАО “РОСНО-СМ“ правомерно не допущено к участию в конкурсе.

Заявитель жалобы ссылается на нарушение одного из принципов проведения конкурса, а именно - один лот, один победитель. Указанный довод также судом отклоняется. Из перечня конкурсных документов, представленных страховыми организациями на конкурс страховщиков, видно, что условия конкурса в части предмета были едиными, так как заявка ОАО “МСК “ЭМЭСК“ на участие в конкурсе по 35 муниципальным образованиям соответствует заявке ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“ по 304 муниципальным образованиям, поскольку в последнюю включены муниципальные образования, наделенные статусом городского и сельского поселения. Однако как первая, так и вторая заявка соответствуют заявке ОАО “РОСНО-СМ“ на участие в конкурсе на всей территории Ставропольского края (без указания перечня муниципальных образований). При проведении конкурса в рамках единого лота - территории Ставропольского края - оценка технических и финансовых показателей по конкретным муниципальным образованиям производилась комиссией в отношении обоих участников конкурса, следовательно, нарушений пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации не было допущено. Определение у участников наибольшего количества баллов с учетом оценки их работы по муниципальным образованиям внутри единой территории Ставропольского края не является изменением конкурсных условий.

Кроме того, при обоснованном исключении страховой компании из числа участников конкурса она не вправе обращаться с требованием об обязании отменить результаты открытого конкурса по отбору страховщиков. В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску заинтересованного лица.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1858/2004-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.