Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.02.2006 N Ф08-9/2006-33А по делу N А22-146/2005/5-22 В силу статьи “Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов“ Арбитражного процессуального кодекса РФ предоставлено государственным органам право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом. По смыслу приведенной нормы в случае отсутствия закона, предусматривающего право соответствующего органа на обращение в арбитражный суд, производство по делу должно быть прекращено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 1 февраля 2006 года Дело N Ф08-9/2006-33А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - Министерства финансов Республики Калмыкия, представителей от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия на решение от 20.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2005 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-146/2005/5-22, установил следующее.

Министерство финансов Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия (далее
- управление) о признании незаконным действий Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия по проведению проверки с 28.09.2004 по 12.11.2004 и составлению акта от 19.11.2004.

Решением суда от 20.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2005, признаны незаконными действия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия по проверке бюджета Республики Калмыкия за 2003 г., оформленные актом от 19.11.2004. Судебный акт мотивирован тем, что ревизия бюджета республики за 2003 г. назначена неуполномоченным должностным лицом КРУ Минфина РФ в Республике Калмыкия и произведена с нарушениями Положения о контрольно-ревизионном управлении Минфина России в субъекте России и Инструкции “О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации“.

В кассационной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия просит отменить решение от 20.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2005, по делу вынести новый судебный акт. Кассационная жалоба мотивирована следующим: суд необоснованно сделал вывод о том, что бюджет Республики Калмыкия может быть проверен только по обращению органов государственной власти Республики Калмыкия на договорной основе; КРУ МФ России в Республике Калмыкия до вступления с 01.01.2005 в силу новой редакции пункта 2 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации имело право в соответствии с установленной бюджетным законодательством функцией осуществлять проверку исполнения бюджета Республики Калмыкия в полном объеме; необоснован довод суда, что проверка проведена неуполномоченным лицом.

В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на то, что в период реорганизации федеральных органов исполнительной власти у начальников контрольно-ревизионных управлений отсутствовали полномочия по назначению и проведению ревизий и проверок,
поскольку эти полномочия уже были переданы исполняющим обязанности руководителя территориальных управлений финансово-бюджетного надзора; в нарушение требований бюджетного законодательства проверка проведена бюджета Республики Калмыкия за 2003 г., тогда как законодательство предоставляло право проверять соблюдение требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В судебном заседании представители министерства и управления подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, во исполнение поручения департамента от 19.04.2004 N 09-04-18/913, на основании удостоверения от 28.09.2004 КРУ Минфина России в Республике Калмыкия работники КРУ Минфина России в Республике Калмыкия провели проверку бюджета Республики Калмыкия, получившего финансовую помощь из федерального бюджета за 2003 г. По результатам проверки составлен акт от 19.11.2004.

Министерство финансов Республики Калмыкия обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия.

В соответствии с частью 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают возникающие из публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об
оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено государственным органам право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом. По смыслу приведенной нормы в случае отсутствия закона, предусматривающего право соответствующего органа на обращение в арбитражный суд, производство по делу должно быть прекращено.

Действия как управления, так и министерства относятся к сфере исполнения ими обязанностей, носящих публичный характер. Следовательно, спор между ними о законности действий по проверке бюджета субъекта Российской Федерации неподведомствен арбитражному суду.

Такой спор неподведомственен арбитражному суду еще и потому, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, то есть споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в
арбитражном суде.

Таким образом, решение от 20.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2005 следует отменить, производство по делу прекратить.

Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 150, статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2005 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-146/2005/5-22 отменить.

Производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.