Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2006 N Ф08-18/2006-11А по делу N А15-1483/2005 Несоблюдение порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влекут за собой привлечение к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 января 2006 года Дело N Ф08-18/2006-11А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Дагстекло“, в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Дагстекло“ на решение от 28.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2005 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1483/2005, установил следующее.

ОАО “Дагстекло“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике
Дагестан (далее - управление), в котором просило признать незаконным и отменить постановление от 24.08.2005 N 82-05/58-п (далее - постановление) о назначении административного наказания в сумме 50 тыс. рублей.

Решением суда от 28.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление изменено, штраф снижен до 40 тыс. рублей.

Судебные акты мотивированы следующим. Факт нарушения обществом валютного законодательства подтверждается материалами дела. Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении от 02.08.2005 и обжалуемое постановление соответствуют предъявляемым требованиям. Управлением соблюден порядок привлечения к административной ответственности. Суд отклонил как необоснованные доводы общества об отсутствии обязанности представления в банк справки о подтверждающих документах и грузовой таможенной декларации (далее - ГТД). Суд, учитывая обстоятельства, смягчающие ответственность, счел возможным снизить штраф до минимального размера.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 28.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2005, принять новое решение, заявленные требования удовлетворить.

По мнению общества, решение суда от 28.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2005 являются незаконными, так как при их вынесении судами нарушены требования части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 6, 23, 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“. Суд первой инстанции в решении не обосновал, почему справка о представляемых документах и ГТД являются формами учета и отчетности по валютным операциям. В действиях общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях. Суды применили норму права, не подлежащую применению.

Отзыв на кассационную жалобу управлением не представлен.

В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы и просил удовлетворить ее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, управление провело проверку общества по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В ходе проверки установлено, что обществом не соблюден порядок и сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям, поскольку в нарушение требований части 5 статьи 23 и части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон) и пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение) общество не представило документы, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ГТД N 10302010/090305/0000325), и справку о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого осуществлен вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 02.08.2005 N 82-05/58, вынесено постановление от 24.08.2005 N 82-05/58-п о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 50 тыс. рублей.

Общество, считая привлечение к
административной ответственности незаконным, обратилось в суд с заявлением об отмене постановления.

При рассмотрении спора суд установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные в деле доказательства, дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального права.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом
в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).

Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.4 Положения).

На основании пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели; далее - резиденты) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к данной Инструкции; иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона.

Нарушение указанных норм влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и
(или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.

При этом в силу статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Факт представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк с нарушением срока заявителем не оспаривается.

Материалами дела доказаны вина, событие и состав административного правонарушения, совершенного обществом, за которое установлена ответственность по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соблюдены сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности.

Доказательства, имеющиеся в деле, оценены арбитражным судом в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 286 названного Кодекса не подлежат переоценке кассационной инстанцией.

Судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Суд кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняет доводы жалобы, направленные на переоценку обстоятельств по делу.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно,
нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

В силу части 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2005 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1483/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.