Решения и определения судов

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа “Тематическое обобщение за второе полугодие 2005 года (Споры, связанные с уплатой налога на имущество организаций)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Право на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, их технологической связанностью.

ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС в части доначислении налога на имущество.

Общество по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2004 года применило в отношении состоящих на его балансе магистральных трубопроводов льготу, установленную пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа налоговой инспекцией в применении льготы послужило отсутствие в проверяемый период
утвержденного Правительством Российской Федерации перечня объектов имущества, на которое распространяется данная льгота.

По мнению общества, систематическое и буквальное толкование пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать однозначный вывод о распространении предусмотренной в указанной норме льготы по уплате налога на имущество на магистральный трубопровод.

Решением суда заявленное требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован следующим. Заявитель обоснованно применил установленную пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации льготу по налогу на имущество в отношении принадлежащих ему магистральных трубопроводов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Постановление Правительства Российской Федерации применяется к возникшим с 1 января 2004 года правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций (пункт 2 Постановления). Из указанных норм следует, что льгота, предусмотренная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации для магистральных трубопроводов, в любом случае подлежит применению с 01.01.2004.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 вступило в силу, в связи с чем суд не мог не руководствоваться им как действующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Кроме того, до утверждения названного Перечня письмом МНС России от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197 доведены Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий. При определении состава не облагаемого налогом имущества, относящегося к магистральным трубопроводам и
сооружениям, предназначенным для поддержания их в эксплуатационном состоянии, следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 (раздел “Сооружения магистрального трубопроводного транспорта“), а также Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР“ (раздел “Сооружения“, шифр 200).

Необходимо также иметь в виду, что “магистральным трубопроводом“ должна признаваться совокупность объектов, установок и сооружений, составляющих единый, технологически связанный комплекс, который предназначен для транспортирования нефти (нефтепродуктов, газа) и конструктивно обособлен как единое целое. Административные здания, автотранспорт, ремонтные базы, подъездные пути, площадки, дома обходчика и иные объекты не могут быть отнесены к магистральным трубопроводам. При отнесении же сооружений к сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии магистральных трубопроводов, необходимо иметь в виду, что соответствующее предназначение должно быть обусловлено их функциональными характеристиками, определяющими создание сооружения именно для поддержания в эксплуатационном состоянии и именно магистральных трубопроводов.

Таким образом, до утверждения Перечня существовали источники, позволяющие отнести имущество к льготируемому. При этом сам Перечень утвержден исходя из указанных источников, в том числе Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359. Согласно названному Постановлению Общероссийский классификатор основных фондов разработан для применения на территории Российской Федерации. Сферой его применения являются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности. ОКОФ обеспечивает информационную поддержку решения ряда задач, в том числе проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов.

Суд кассационной инстанции указал, что для применения льготы по налогу на имущество необходимо определить состав имущества (в том числе основных фондов)
налогоплательщика, на которое распространяется действие конкретной льготы. Следовательно, в условиях отсутствия утвержденного Перечня соответствующего имущества в спорных правоотношениях подлежит применению ОКОФ. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о правомерности применения обществом льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов (дела NN Ф08-3967/2005, Ф08-3981/2005).

Практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружено.

Противоречий по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не обнаружено.