Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2007 по делу N А60-15376/2007-С6 Поскольку заявителем деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, то есть та деятельность, которая требует наличия специальных условий для ее осуществления и может осуществляться лишь при наличии лицензии, не осуществляется, отказ в продлении срока действия лимита на размещение отходов по причине непредставления лицензии признан судом незаконным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2007 г. по делу N А60-15376/2007-С6

Резолютивная часть решения объявлена 5 октября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 12 октября 2007 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи Н.В. Гнездиловой

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Гнездиловой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Экран“

к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу (далее - МТУ Ростехнадзора по УФО)

о признании незаконным отказа в продлении срока действия лимита на размещение отходов.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя - Камалетдинова Ю.Б., юрисконсульт, доверенность N 3/07 от 15.01.2007;

от
заинтересованного лица - Лаптева Ю.В., начальник отдела правового обеспечения, доверенность N 28 от 01.08.2007.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ОАО “Экран“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа МТУ Ростехнадзора по УФО в продлении срока действия лимита на размещение отходов N 942. Кроме того, заявитель просит обязать заинтересованное лицо продлить срок действия лимита на размещение отходов N 942 начиная с 1 января 2007 года.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на незаконность требования заинтересованного лица о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

МТУ Ростехнадзора по УФО требования не признало, полагая, что наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов является обязательным условием установления лимитов на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с п. 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

ОАО “Экран“ осуществляет производственную деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786, к 1 - 5 классам опасности.

В 2004 году Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Свердловской области был утвержден лимит на размещение отходов ОАО “Экран“ сроком на 5 лет за N 942 при условии ежегодного представления технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.

1 сентября 2005 года лимит на размещение отходов за N
942 был продлен до 8 июля 2006 года, а 24 марта 2006 года - до 31 декабря 2006 года.

16 октября 2006 года ОАО “Экран“ обратилось в Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по УФО с письмом исх. N 139 с просьбой продлить срок действия лимита на размещение отходов за N 942 на 2007 год.

7 февраля 2007 года обществом получен ответ исх. N 15/03-14-667, в котором указывалось, что для решения вопроса об установлении лимита на размещение отходов на 2007 год ОАО “Экран“ необходимо предоставить копию лицензии на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

13 марта 2007 года ОАО “Экран“ вновь обратилось в Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по УФО с письмом исх. N 46 с просьбой продлить срок действия лимита на размещение отходов N 942 на 2007 г.

4 апреля 2007 года ОАО “Экран“ был получен повторный отказ в продлении срока действия лимита на размещение отходов N 942.

Основанием для отказа послужил вывод заинтересованного лица о том, что, поскольку предприятие осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов, которая входит в состав лицензируемого вида деятельности, оно обязано получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

17 мая 2007 года ОАО “Экран“ в очередной раз обратилось в Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по УФО с письмом исх. N 75, в котором разъяснило, что не занимается деятельностью ни по сбору, ни по хранению отходов.

18 июня 2007 года заявителем был получен ответ исх. N 17-12/64, в котором указывалось, что для продления лимита на
размещение отходов необходимо получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Считая, что отказ МТУ Ростехнадзора по УФО в продлении срока действия лимита на размещение отходов N 942 является незаконным, ОАО “Экран“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, при этом индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 (далее - Правил), лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Пунктом 5
Правил установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...для утверждения лимитов на размещение отходов для утверждения лимитов на размещение опасных отходов индивидуальные предприниматели...“ имеется в виду “...для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели...“.

В соответствии с п. 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов для утверждения лимитов на размещение опасных отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют следующие документы: заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридических лиц; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Как следует из материалов дела, предприятием при обращении в Межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора по УФО с целью продления срока действия утвержденного лимита на размещение отходов не представлена копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В соответствии с пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Порядок обращения с опасными отходами, в том числе порядок осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке и размещению опасных отходов, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, статья 9 которого также предусматривает, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ определяет, что опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии со ст. 9 Закона РФ “Об отходах производства и потребления“ деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ
вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной и включает в себя перечисленные действия по обращению с опасными отходами, т.е. теми отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Целью такой деятельности является получение прибыли от использования отходов, то есть применения отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; доход от такой деятельности может быть получен и при обезвреживании, то есть обработки отходов, в том числе путем сжигания и обеззараживания отходов на специализированных установках; от транспортировки отходов и их размещения, то есть хранения и захоронения отходов.

Именно опасность отходов предполагает необходимость проведения лицензирования, т.е. подтверждения соответствия осуществляемой деятельности предъявляемым требованиям по обеспечению безопасности отходов. С этой целью законодателем разграничены деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов и установлено, что деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, т.е. обычная хозяйственная деятельность любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требует лицензирования, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, т.е. та деятельность, которая требует наличия специальных условий для ее осуществления, может осуществляться лишь при наличии лицензии.

Как следует из материалов дела, заявителем такая деятельность
не осуществляется. Все имеющиеся у него опасные отходы (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом; масла индустриальные отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); отходы бумаги и картона (фильтры масляные отработанные); покрышки отработанные; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел менее 15%); опилки натуральной чистой древесины; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные и пр.) образуются в результате собственной деятельности предприятия. Данные отходы, количество которых ежегодно утверждается МТУ Ростехнадзора по УФО, временно накапливаются и хранятся на территории общества в специально обустроенных для этих целей местах до момента их передачи соответствующим лицензируемым организациям, занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Факт взаимоотношений общества с лицензируемыми организациями подтверждается имеющимися в материалах дела договорами N 105-06 от 19.09.2006 на поставку и утилизацию отработанных масел, N 950/74-06 от 07.04.2006 на прием, хранение и утилизацию изношенных автомобильных покрышек, N 19-06/1-06/7 от 01.01.2006, N 181-04/72-ц от 28.09.2004 на выполнение работ по приему и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, N 2324-6-4175-07 от 20.01.2007 на прием отходов на полигоны для утилизации (захоронения), N 237311/24-06 от 31.01.2006 с приложением соответствующих лицензий.

Таким образом, ОАО “Экран“ не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются естественные отходы, которые относятся по классу к опасным.

Временное размещение отходов на производственных площадках общества в данном случае следует рассматривать как элемент его основной производственной деятельности, а не в качестве деятельности по сбору и размещению отходов.

Так как общество
не осуществляет деятельность, содержанием и целью которой является обращение с опасными отходами, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ему не требуется, следовательно, требование МТУ Ростехнадзора по УФО о необходимости ее представления обществом является незаконным.

Как следует из письма МТУ Ростехнадзора по УФО от 18.06.2007 исх. N 17-12/64, иных оснований для отказа ОАО “Экран“ в продлении срока действия лимита на размещение отходов N 942, кроме как наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, не имеется, заявителем в МТУ Ростехнадзора по УФО были представлены все необходимые для решения вопроса о продлении срока действия лимита документы, предусмотренные Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оснований для отказа в продлении срока действия лимитов у данного государственного органа не имелось.

Довод заинтересованного лица о том, что лимит на размещение отходов за N 942 от 08.07.2004 был продлен предприятию при условии подготовки паспортов опасных отходов и представления их на утверждение в соответствии со ст. 14 ФЗ “Об отходах производства и потребления“, судом не принимается, поскольку наличие у предприятия утвержденных паспортов опасных отходов не является обязательным условием для продления лимитов на размещение отходов.

Как пояснил в судебном заседании заявитель, предприятием ведется работа по оформлению паспортов опасных отходов, указанное обстоятельство не оспаривается заинтересованным лицом.

При таких обстоятельствах заявленные ОАО “Экран“ требования подлежат удовлетворению.

Пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в
отдельные законодательные акты Российской Федерации“ с 1 января 2007 года признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответственно с 1 января 2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем расходы заявителя по уплате госпошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные открытым акционерным обществом “Экран“ требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу в продлении ОАО “Экран“ срока действия лимита на размещение опасных отходов N 942 на 2007 год в связи с необходимостью предоставления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Обязать Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу принять соответствующее решение по заявлению ОАО “Экран“ о продлении срока действия лимита на размещение опасных отходов N 942 на 2007 год, исходя при этом из отсутствия у ОАО “Экран“ обязанности по представлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Взыскать с Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу в пользу открытого акционерного общества “Экран“ 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.