Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2007 по делу N А60-11428/2007-С10 Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности истек, в удовлетворении заявления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ судом отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2007 г. по делу N А60-11428/2007-С10

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 10 июля 2007 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению

Артемовского городского прокурора

к обществу с ограниченной ответственностью “Агрофирма “Артемовский“

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от заявителя - представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие;

от заинтересованного лица - Шамонина Г.А., юрисконсульт, доверенность от 10.02.2007, паспорт.

На основании
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя.

Объявлен состав суда, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Артемовский городской прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Агрофирма “Артемовский“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за эксплуатацию автозаправочной станции без лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что склад ГСМ используется не в предпринимательских целях, а для обеспечения собственных нужд организации, в связи с чем не подлежит лицензированию как взрывоопасный производственный объект.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

установил:

в результате проверки, проведенной 07.05.2007 должностными лицами Артемовской городской прокуратуры и Государственного пожарного надзора в отношении общества с ограниченной ответственностью “Агрофирма “Артемовский“, установлен факт нарушения ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и Постановления Правительства Российской Федерации N 595 от 14.08.2002, то есть эксплуатация автозаправочной станции без лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.

По результатам проверки была составлена справка о проверке наличия лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, расположенных на территории Артемовского района от 07.05.2007, и отобраны объяснения начальника цеха механизации общества с ограниченной ответственностью “Агрофирма “Артемовский“ от 07.05.2007.

По факту нарушения Артемовским городским прокурором было вынесено постановление от 08.05.2007 о возбуждении в отношении заинтересованного лица дела об административном правонарушении на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив фактические обстоятельства,
исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения заинтересованного лица, суд полагает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма содержит общее требование к эксплуатации опасного производственного объекта, на котором хранятся горючие и взрывчатые вещества, и является отсылочной к нормам действующего законодательства Российской Федерации в области лицензирования.

На основании ст. 2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 382 от 04.06.2002, отнесение объектов к категории взрывоопасных производственных объектов осуществляется в соответствии с критериями, установленными законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от N 116-ФЗ от 21.07.1997 “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Закону.

Названное Приложение определяет, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся горючие вещества - жидкости, газы, пыли,
способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Порядок лицензирования деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов определяет Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 N 18.

Как установлено материалами дела, общество с ограниченной ответственностью “Агрофирма “Артемовский“ имеет в пользовании склад для хранения ГСМ, расположенный по адресу: Свердловская область, Артемовский район, с. Покровское, ул. Красные орлы (на территории механизированной тракторной мастерской).

Хранение нефтепродуктов, а также их налив потребителям в процессе эксплуатации автозаправочной станции (склада ГСМ) является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу пп. “а“ п. 1 Приложения к Федеральному закону Российской Федерации от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций (складов ГСМ) к опасным производственным объектам.

Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (в редакции Приказа Минэнерго Российской Федерации от 17.06.2003 N 226), АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами; основная деятельность АЗС заключается в осуществлении следующих технологических процессов: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов.

Соответственно этому хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации АЗС (складов ГСМ) является необходимым технологическим условием и средством их реализации, что по смыслу пп. “в“ п. 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ является квалифицирующим признаком для отнесения АЗС (складов ГСМ) к категории взрывоопасных производственных объектов.

Судом установлено, что заинтересованное лицо при эксплуатации своего склада ГСМ осуществляет прием, хранение, выдачу (отпуск) и учет количества горюче-смазочных материалов, то есть взрывоопасную
и пожароопасную деятельность по хранению продуктов переработки нефти в целях их дальнейшего использования, без соответствующей лицензии.

В соответствии с подпунктом “а“ п. 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 N 18, под взрывоопасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению со взрывом. Аналогичные нормы закреплены в Инструкции по организации лицензирования видов деятельности РД-03-09-2004, утвержденной Приказом Ростехнадзора N 13 от 26.08.2004.

Таким образом, суд делает вывод о том, что склад ГСМ, на котором хранятся предназначенные для реализации нефтепродукты (легковоспламеняющиеся и горючие жидкости), относится к взрывоопасным производственным объектам, на эксплуатацию которых необходима соответствующая лицензия.

Часть 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Судом установлено и заинтересованным лицом не оспаривается, что лицензии на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией взрывоопасного производственного объекта, обществом получено не было.

Довод заинтересованного лица о том, что данный склад ГСМ служит исключительно для обеспечения собственных нужд общества и не является источником получения прибыли, судом не принимается, поскольку в соответствии с положениями учредительного договора от 13.12.2006 и Устава общества в редакции N 3 от 2006 года целью создания общества с ограниченной ответственностью “Агрофирма “Артемовский“ являются удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в продукции, товарах, работах и услугах, укрепление материальной и технической базы общества, получение
прибыли и решение социально-экономических потребностей его работников. Таким образом, заинтересованное лицо осуществляет предпринимательскую деятельность и использует склад ГСМ для обеспечения топливом транспортных средств, используемых предприятием для осуществления своей предпринимательской деятельности.

Основываясь на материалах дела, суд полагает, что полномочия административного органа, событие административного правонарушения и виновность заинтересованного лица в его совершении установлены.

Тем не менее в соответствии с частями 1, 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как следует материалов дела, справка о проверке наличия лицензии в отношении заинтересованного лица составлена заявителем 07.05.2007, следовательно, установленный ст. 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности истек 08.07.2007.

При таких обстоятельствах суд полагает, что на момент рассмотрения настоящего дела истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, что в силу п. 6 ст. 24.5 Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований Артемовского городского прокурора отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а
также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ШАВЕЙНИКОВА О.Э.