Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2007 по делу N А60-7760/07-С10 В обязании территориального фонда обязательного медицинского страхования совершить в установленный судом срок отбор страховых медицинских организаций, привлекаемых им для оказания финансовой услуги по обязательному государственному медицинскому страхованию работающего и неработающего населения, путем проведения открытых торгов отказано, так как довод заявителя о том, что неосуществлением отбора фонд устраняет конкуренцию страховых медицинских организаций, не соответствует законодательству.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2007 г. по делу N А60-7760/07-С10

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 22 июня 2007 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Севастьяновой М.А. при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (ТФОМС)

о возложении на ТФОМС обязанности совершить действия,

при участии в заседании:

от заявителя - С.Н. Волков, зам. руководителя управления, доверенность от 8 сентября 2006 года, служ. удостоверение,

от заинтересованного лица - К.Ю. Семенов, начальник отдела, доверенность от 20 декабря 2006 года
N 41, служ. удостоверение, А.И. Смирнова, гл. специалист, доверенность от 20 декабря 2006 года N 45, служ. удостоверение.

Отводов суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены их права и обязанности, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление) в порядке статьи 53 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о возложении на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд) обязанности совершить в установленный судом срок отбор страховых медицинских организаций, привлекаемых им для оказания финансовой услуги по обязательному государственному медицинскому страхованию (далее - ОМС) работающего и неработающего населения Свердловской области, путем проведения открытых торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов).

Управление уточнило заявленные требования, указав, что действия по отбору страховых медицинских организаций, обязать совершить которые он просит суд, включают обязанности фонда определиться в порядке п. 4 ст. 10 и п. 3 ст. 65 Закона о размещении заказов с формой торгов, разработать и утвердить соответствующую избранной форме торгов документацию, опубликовать и разместить извещение о проведении торгов.

В качестве основания заявленных требований Управление приводит пп. 9 п. 1 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции), согласно которому государственные внебюджетные фонды должны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по личному страхованию (в том числе
медицинскому) путем проведения открытых торгов в соответствии с положениями данного Закона.

По мнению заявителя, нарушение публичных интересов сводится к нарушению антимонопольного законодательства, выражающемуся в том, что бездействие фонда приводит к ограничению конкуренции при оказании финансовой услуги, при обращении за которой конкуренция должна проявляться на стадии выбора заказчиком услуги, а не при исполнении заключенного договора.

В представленном отзыве заинтересованное лицо требования не признало, указав, что обязательное медицинское страхование не является личным (последнее может быть только добровольным), фонд не может производить отбор страховщиков, так как в силу п. 4.2 Типовых правил ОМС граждан обязан заключить договор о финансировании с любой страховой медицинской организацией, которую выбрали страхователь и гражданин. Проведение отбора среди страховщиков будет нарушением Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ и прав страхователей и граждан на свободный выбор страховщика, а также самих страховых организаций, которые будут незаконно ограничены в конкуренции между собой.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц 19 страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование по Свердловской области.

От ЗАО Страховая медицинская компания “АСК-Мед“ также поступило письменное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица.

В удовлетворении данных ходатайств судом отказано в связи с неустановлением обстоятельств, по которым судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности страховых медицинских организаций по отношению к одной из сторон в деле. Кроме того, основания привлечения к участию в деле третьих лиц заинтересованным лицом не приведены.

Довод ЗАО Страховая медицинская компания “АСК-Мед“ о том, что судебный
акт может повлечь невозможность продолжать оказывать услуги в области обязательного медицинского страхования, суд не находит обоснованным, поскольку в заявленном требовании управление просит обязать фонд совершить определенные действия по отбору страховых организаций, права и законные интересы которых, по мнению суда, могут быть затронуты лишь в результате непосредственного взаимодействия фонда с ними.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

медицинское страхование граждан регулируется Законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 28 июня 1991 года N 1499-1 (далее - Закон о медицинском страховании).

Медицинское страхование в силу ст. 1 данного Закона и Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и составной частью социального страхования.

Статьей 1 Закона о медицинском страховании предусмотрено, что цель данного страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В отличие от обязательного, добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

При этом ст. 2 Закона о медицинском страховании предусмотрено, что субъектами медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В ОМС страхователями могут быть только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления - для неработающего населения и организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

В силу ст. 6, 9 Закона о медицинском страховании за страхователями закреплено право свободного выбора страховой организации, а право выбора страховщика принадлежит гражданину.

Регистрацию страхователей при обязательном медицинском страховании осуществляют территориальные фонды, которые являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями ОМС (ст. 9.1, 12 Закона о медицинском страховании).

Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение, а финансовые средства фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов, других фондов, и изъятию не подлежат (ст. 12 Закона о медицинском страховании).

Деятельность Территориальных фондов ОМС регулируется Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 (далее - Положение о ТФОМС), согласно разделу 1 которого назначением ТФОМС является реализация государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования.

Согласно разделу 2 указанного Положения основными задачами Территориального фонда являются в том числе обеспечение реализации Закона о медицинском страховании, обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе ОМС.

Разделом 3 Положения о ТФОМС одной из главных его функций предусмотрено осуществление финансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии,
заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что ТФОМС является организацией, финансирующей страховые медицинские организации из средств, которые в ней аккумулированы, и не может выступать страхователем, поскольку такие функции законодателем возложены не на него, а на других лиц.

Указанное следует и из положений п. 4.1, п. 4.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации 3 октября 2003 года.

Страхователями по ОМС являются только лица, указанные в ст. 2 Закона о медицинском страховании.

Согласно Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации по согласованию с Минздравом России 5 апреля 2001 года, между ТФОМС и страховыми организациями существуют только отношения финансирования ОМС, но не отношения страхования, в том числе в пользу третьего лица, как ошибочно полагает заявитель.

Взаимодействие ТФОМС и страховых организаций не носит характера гражданских правоотношений, в связи с чем к ним неприменимы положения о возникновении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, довод управления о том, что фонд фактически заключает со страховыми организациями договоры личного страхования в пользу работающего и неработающего населения, противоречит вышеприведенным нормативным положениям.

Оказание услуг фонду страховыми организациями, за исключением случая, когда фонд сам является страхователем в отношении своих работников, вышеприведенными нормативными актами не предусмотрено.

В системе ОМС сам фонд никакие услуги страховым организациям не оказывает, его отношения с последними основаны только на взаимодействии по финансированию в целях проведения государственной политики в области ОМС.

В связи с этим к взаимодействию фонда и страховых организаций в области ОМС неприменим Закон о размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, поскольку при таком взаимодействии предмет закупки отсутствует.

Довод заявителя о том, что обязанность осуществления фондом отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона предусмотрена пп. 9 п. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, не может быть принят во внимание, поскольку проведение отбора предусмотрено данной нормой только в соответствии с положениями Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который, как было указано выше, неприменим к взаимодействию фонда и страховых организаций.

Таким образом, не соответствующим законодательству является довод заявителя о том, что неосуществлением отбора фонд фактически устраняет конкуренцию страховых медицинских организаций.

Не может быть принята во внимание и ссылка управления на то, что конкуренция между страховыми медицинскими организациями должна проявляться не на стадии исполнения договора по ОМС, а до его заключения и осуществлением отбора страховых медицинских организаций фонд обеспечит конкуренцию между ними.

В силу раздела 3 Положения о ТФОМС, п. 4.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан фонд не имеет права отказать страховой медицинской организации в заключении договора при наличии у последней заключенных договоров ОМС, обеспечивающих реализацию территориальной программы ОМС.

Из указанного довода управления следует, что в результате отбора страховых медицинских организаций его победитель получает право заключения договоров на ОМС, в то же время приведенными нормативными положениями предусматривается изначально наличие у страховой организации заключенных договоров как основание финансирования их исполнения со стороны фонда.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определяются в том числе предупреждением и пресечением:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции
федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Управлением, предъявившим требование в защиту публичных интересов, не представлено доказательств несоблюдения фондом положений, устанавливающих основы защиты конкуренции.

Суд считает обоснованной ссылку заинтересованного лица на нарушение права страхователей и граждан на свободный выбор страховых медицинских организаций и страховщика, гарантированного Законом о медицинском страховании, в случае проведения фондом требуемого заявителем отбора страховых медицинских организаций.

Кроме того, Закон о защите конкуренции направлен на защиту конкуренции, на обеспечение здорового соревнования между субъектами предпринимательства, в результате которого будут должным образом функционировать рыночные механизмы, в равной мере позволяющие защитить права как потребителей услуг, так и лиц, предоставляющих такие услуги.

По мнению суда, заявленное требование не направлено на защиту конкуренции.

Даже деятельность фонда, не являющаяся предпринимательской, но которая, по мнению заявителя, может повлиять на конкуренцию на рынке страховых услуг, в случае осуществления отбора страховых организаций также не будет соответствовать сути защиты конкуренции.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о возложении на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области обязанности совершить в установленный судом срок отбор страховых медицинских организаций, привлекаемых им для оказания финансовой услуги по обязательному государственному медицинскому
страхованию работающего и неработающего населения Свердловской области, путем проведения открытых торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, а именно: определиться в порядке п. 4 ст. 10 и п. 3 ст. 65 Закона о размещении заказов с формой торгов, разработать и утвердить соответствующую избранной форме торгов документацию, опубликовать и разместить извещение о проведении торгов, отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

СЕВАСТЬЯНОВА М.А.