Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2007, 29.05.2007 по делу N А60-7858/2007-С5 В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования отказано, поскольку действие постановления региональной энергетической комиссии об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта не распространяется на услуги по перевозке пассажиров частными маршрутными таксомоторами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

5 июня 2007 г. Дело N А60-7858/2007-С5(изготовлен полный текст)29 мая 2007 г.“(объявлена резолютивная часть)

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой при ведении протокола судебного заседания судьей М.Ф. Сабировой рассмотрел 24.05.2007 - 29.05.2007 в судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Карпинска к Региональной энергетической комиссии Свердловской области о признании незаконным постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, третье лицо: ИП Моров В.Ю.,

при участии в заседании: от заявителя - Н.Г. Линчак, удостоверение N 154009; от заинтересованного лица - А.В. Безбородов, удостоверение N 7, доверенность N 4 от 09.01.2007, М.Б. Перевощикова, удостоверение N 15,
доверенность N 22 от 12.01.2007; от третьего лица - А.А. Шумихин, удостоверение N 2106, ордер N 39 от 23.05.2007.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено. В судебном заседании 24.05.2007 объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 29.05.2007. После перерыва судебное заседание продолжено. От третьего лица поступило ходатайство о прекращении производства по делу. В судебном заседании 29 мая 2007 года третье лицо заявило ходатайство о прекращении производства по делу, мотивируя его тем, что прокурору не предоставлено право обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В удовлетворении данного ходатайства судом отказано, исходя из следующего.

В соответствии с параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ одной из категорий дел, рассматриваемых арбитражным судом, являются дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, при этом законодатель не ограничивает виды итоговых актов административных органов по делу об административном правонарушении, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном указанной главой, равно как и не ограничен круг лиц, управомоченных на оспаривание таких актов.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“ полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дела, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Следовательно, полномочия по участию в арбитражном процессе прокурора реализуются путем предъявления в арбитражные суды требований, указанных в ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Таким образом, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Постановление по административному делу является разновидностью ненормативных правовых актов. Следовательно, в случае выявления прокурором вынесенного административным органом постановления, не соответствующего действующему законодательству, в том числе и постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Других заявлений и ходатайств от лиц участвующих в деле не поступило.

Прокуратура г. Карпинска Свердловской области просит признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 09.04.2007 N 41 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 14.6 КоАП РФ, возбужденного в отношении ИП Морова В.Ю.

РЭК Свердловской области просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве от 24.05.2007.

Третье лицо в своем отзыве от 23.05.2007 просит суд также отказать в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

13 февраля 2007 г. сотрудниками Отделения ГИБДД ОВД г. Карпинска на основании требования прокурора г. Карпинска от 12.02.2007 проведена проверка соблюдения ИП Моровым В.Ю. на предмет проверки исполнения постановления Региональной энергетической комиссии N 200-ПК от 13.12.2006 “Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении
на территории Свердловской области“, постановления Главы ГО Карпинска N 1 от 09.01.2007 “О введении новых тарифов на перевозку пассажиров и багажа на территории Свердловской области“. По результатам проверки составлен акт от 13.02.2007, в котором указано, что стоимость услуги, оказываемой предпринимателем, а именно: проезд по городу Карпинску составляет 10 руб., проезд до города Краснотурьинска - 20 руб.

19 марта 2007 года прокурором города Карпинска по результатам проверки вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Морова В.Ю., предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ, за нарушение порядка ценообразования.

При этом, возбуждая административное производство, прокурор указывает, что ИП Моров В.Ю., осуществляющий предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа на территории ГО Карпинска, в нарушение постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 200-ПК от 13.12.2006 “Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории Свердловской области“, постановления Главы ГО Карпинска N 1 от 09.01.2007 “О введении в действие новых тарифов на перевозку пассажиров и багажа на территории ГО Карпинск“, установил тариф за услугу по проезду по г. Карпинску 10 руб., до г. Краснотурьинска - 20 руб.

Данное постановление и материалы проверки направлены заявителем в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования - Региональную энергетическую комиссию Свердловской области.

Рассмотрев материалы административного производства, заместителем председателя РЭК Свердловской области - начальником инспекции по контролю за ценами вынесено постановление N 41 от 09.04.2007 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по статье 14.6 КоАП РФ в отношении ИП Морова В.Ю. в связи с
отсутствием события административного правонарушения.

В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд.

Полагая, что постановление РЭК Свердловской области N 41 от 09.04.2007 является незаконным, прокурор г. Карпинска Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления, исходя из нижеследующего.

В соответствии со свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об ИП Ф.И.О. от 14.01.2005 серия 66 N 002974593 указанный предприниматель осуществляет услуги по перевозке пассажиров и багажа на территории города Карпинска и до города Краснотурьинска, имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом (более 8 человек).

Прокуратура города Карпинска, возбуждая производство по делу об административном правонарушении, исходила из того, что предприниматель Моров В.Ю. осуществляет деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров на маршруте N 100 между городами “Карпинск-Краснотурьинск“ на маршрутных автобусах марки ГАЗ 322131, предназначенных для перевозки пассажиров с числом мест для сиденья (помимо сидения водителя) более 8 человек и в нарушение постановления РЭК Свердловской области N 200-ПК от 13.12.2006 и постановления Главы ГО Карпинск N 1 от 09.01.2007 установил проезд по городу Карпинску 10 руб., проезд до города Краснотурьинска 20 руб., чем завысил регулируемые государством тарифы на перевозку пассажиров и багажа маршрутными автобусами в городском и пригородном сообщении, т.е. совершил правонарушение, предусмотренное ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых
государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление данных функций на основании указа Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ “Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области“ возложено на Региональную энергетическую комиссию.

На основании предоставленных полномочий и во исполнение возложенных на нее обязанностей 13 декабря 2006 года РЭК Свердловской области издано постановление N 200-ПК “Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории Свердловской области“, которым утверждены предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении в размере 8 руб. за одну поездку, а в пригородном сообщении в размере 1 руб. за 1 км.

Утвержденные постановлением РЭК N 200-ПК предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории Свердловской области были разработаны на основании затрат перевозчиков, осуществляющих такие перевозки автобусами, троллейбусами, трамваями и метро.

Прекращая
производство по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя, Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области исходила из отсутствия события административного правонарушения, поскольку перевозка пассажиров осуществлялась предпринимателем Моровым В.Ю. автобусом марки ГАЗ 322131 (малой вместимости) в режиме маршрутного такси, поскольку действие постановления РЭК Свердловской области N 200-ПК от 13.12.2006 не распространяется на услуги по перевозке пассажиров маршрутными таксомоторами.

Оспариваемое постановление о прекращении производства по административному делу в отношении ИП Морова В.Ю. законно и обоснованно.

Постановлением РЭК N 200-ПК от 13.12.2006 утверждены предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории Свердловской области.

Данные тарифы утверждены заинтересованным лицом на основании представленных Муниципальными образованиями расчетов по автотранспортным предприятиям, которые осуществляют перевозку пассажиров и багажа. Представленные предприятиями данные обобщены в общие расчеты, выведен усредненный показатель, на основании которого произведен расчет тарифа, утвержденного постановлением РЭК Свердловской области N 200-ПК от 13.12.2006. При этом, как пояснил представитель заинтересованного лица, при расчете тарифа рассматривались только затраты и иные показатели перевозчиков, осуществляющих перевозки автобусами, троллейбусами, трамваями и метро.

В судебное заседание заинтересованным лицом представлены расчеты экономических показателей транспортных организаций по городским и пригородным пассажирским перевозкам по МО, на основании которых произведен расчет тарифа, согласно которым учитывались, в том числе, такие показатели, как пассажирооборот, количество ездок платных и льготных, прямые и накладные расходы, финансирование из федерального бюджета льготников.

Таким образом, при расчете тарифа на перевозку пассажиров в городском и пригородном автотранспорте не были учтены реальные затраты маршрутных таксомоторов, поэтому плата за перевозку пассажиров и багажа маршрутными таксомоторами взимается по соглашению сторон согласно статье 790 ГК
РФ.

Следовательно, данные тарифы изначально распространялись только на вышеуказанный общественный транспорт, исключая маршрутное такси, поскольку перевозка пассажиров маршрутными такси отличается от перевозок иного общественного транспорта и осуществляется с предоставлением потребителю дополнительных услуг.

Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно постановлению РЭК Свердловской области от 11.05.2007 N 38-ГТК, которым внесены изменения в постановление РЭК Свердловской области от 13.01.2006 N 200-ПК “Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории Свердловской области“, конкретизировано, что тарифы на перевозку пассажиров и багажа, установленные постановлением РЭК Свердловской области от 13.01.2006 N 200-ПК, рассчитаны для всех видов общественного транспорта, за исключением маршрутных таксомоторов.

В соответствии со статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки и признаваемые в связи с этим перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном законом порядке.

Согласно пояснениям сторон ИП Моров В.Ю. в городе Карпинске не включен в перечень таких организаций.

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденными Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176 и соответствующими Временными правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации от 29.09.1997, установлено, что перевозки в режиме маршрутного такси организуются перевозчиком с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности за счет перевозки пассажиров только на местах для сидения, повышенной скорости сообщения по сравнению маршрутными перевозками автобусами общего пользования, остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения, приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам,
позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой вместительности.

Как следует из материалов дела, в настоящее время на территории Свердловской области тарифы на перевозку пассажиров именно на маршрутном такси не установлены и соответственно плата за перевозку пассажиров и багажа взимается по соглашению сторон согласно статье 790 ГК РФ.

Довод заявителя о том, что вышеупомянутые Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации не зарегистрированы в установленном законом порядке, судом отклоняется, так как в данном случае вопрос касается применения терминов и определений, а не вопроса непосредственного применения нормативного правового акта. При этом основным актом, на котором базируется оспариваемое заявителем постановление по делу об административном правонарушении, является постановление РЭК Свердловской области от 13.12.2006 N 200-ПК “Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории Свердловской области“.

Кроме того, из материалов дела следует, что предприниматель осуществляет перевозки пассажиров транспортным средством марки ГАЗ 322131, предназначенным для перевозки пассажиров с числом мест для сиденья (помимо сиденья водителя) более 8.

Согласно ГОСТ Р41.52-2005 и ГОСТ Р51709-2001 указанное транспортное средство относится к автотранспортным средствам малой и особо малой вместимости, оборудованное для перевозки только сидячих пассажиров.

Остановки в пути следования осуществляются по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения, приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам. Билеты за проезд пассажиры покупают при посадке в маршрутное такси у водителя. Финансирование из бюджета отсутствует. Иного заявителем не доказано.

Следовательно, маршрутное такси, являясь общедоступным транспортным средством (и в этом смысле
общественным транспортом, транспортом общего пользования) представляет собой особую группу транспортных средств, в связи с чем на услуги, оказываемые данным транспортом, постановление РЭК Свердловской области от 13.12.2006 N 200-ПК “Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории Свердловской области“ не распространяется.

Ссылка заявителя на Положение об обеспечение безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, судом во внимание не принимается, поскольку данное Положение определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами, в том числе маршрутными такси.

Ссылка заявителя на редакцию постановления от 13.12.2006 N 200-ПК, действующую на момент прекращения административного производства в отношении ИП Морова В.Ю., судом отклоняется, так как в данном случае суд принимает толкование нормативного правового акта, данное органом, его принявшим.

Кроме того, суд принимает довод представителя РЭК о том, что при определении тарифа неправомерно исходить из усредненных экономических показателей по транспортным средствам, имеющим разные технические характеристики, уровень комфорта и оснащенности.

В соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований прокуратуры г. Карпинска Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 41 от 09.04.2007 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 14.6 КоАП РФ, возбужденного в отношении ИП Морова В.Ю., отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

САБИРОВА М.Ф.