Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007, 18.05.2007 по делу N А60-4062/2007-С9 Поскольку судом установлено, что заявитель совершил действия, которые имели своей целью ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок для данного авиаперевозчика с целью создания благоприятных условий для другого авиаперевозчика, в удовлетворении требований о признании недействительным решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения законодательства о конкуренции отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 мая 2007 г. Дело N А60-4062/2007-С9изготовлен полный текстрезолютивная часть объявлена“18 мая 2007 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судьей С.П. Ворониным рассмотрел материалы дела по заявлению открытого акционерного общества “Аэропорт “Кольцово“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, третьи лица: открытое акционерное общество “Авиакомпания “Уральские авиалинии“, закрытое акционерное общество “Авиапрад“, о признании недействительными решений государственного органа и предписаний,

при участии в судебном заседании: от заявителя - С.С. Князев, доверенность N 113 от 30.10.2006, от заинтересованного лица - С.Н. Волков, доверенность от 08.09.2006, удостоверение от 27.02.2007 N 2761, А.В. Жуков,
доверенность от 16.03.2007, удостоверение от 01.04.2005 N 0926, от третьего лица - ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ - Т.И. Папкова, по доверенности от 10.01.2007 N 2, А.В. Майфат, по доверенности от 21.03.2007 N 40, удостоверение адвоката от 19.12.2002 N 229, В.С. Колотовкин, доверенность от 18.04.2007 N 60, С.А. Кондакова, доверенность от 14.05.2007 N 70.

Представитель третьего лица, ЗАО “Авиапрад“, в судебное заседание не явился, уведомлено надлежащим образом. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителя третьего лица.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Открытое акционерное общество “Аэропорт Кольцово“ (далее - Аэропорт “Кольцово“) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области N 83 от 29.12.2006 об установлении факта нарушения законодательства о конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе в выделении открытому акционерному обществу “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ временных интервалов (слотов) для выполнения рейсов У6-262, У6-266 по маршруту Екатеринбург - Москва, рейсов У6-261, У6-265 по маршруту Москва - Екатеринбург, а также в заключении с ЗАО “Авиапрад“ договора аренды от 30.06.2006 секторов досмотра N 5 и N 6, реализация положений которого приводит к ограничению конкуренции на рынке авиаперевозок, а также просит признать недействительными предписания N 83 и N 83/1 от 19.12.2006 о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, выданные на основании указанного решения.

По мнению общества, решение антимонопольного органа основано на недостаточных доказательствах вины ОАО “Аэропорт Кольцово“, так как выводы УФАС по Свердловской области о пропускной способности аэровокзала носят вероятностный характер.
При этом заявитель ссылается на то, что согласование слотов с ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ прекратилось в связи с ограничением пропускной способности аэровокзала из-за ремонта 1 и 2 секторов досмотра и слоты с другими авиаперевозчиками согласовывались по принципу первого обратившегося, а договор аренды секторов досмотра N 5 и N 6, заключенный с ЗАО “Авиапрад“, является вынужденной мерой, направленной на поддержание финансового состояния аэропорта, и не ущемляет прав и интересов других лиц.

Антимонопольный орган требования акционерного общества не признал, ссылаясь на то, что в ходе проверки были установлены нарушения законодательства о конкуренции открытым акционерным обществом “Аэропорт Кольцово“, выразившиеся в совершении действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок, ущемляющих интересы ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ и иных авиакомпаний и создающих благоприятные условия авиакомпании “Авиапрад“.

ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ поддерживает позицию заинтересованного лица, пояснив, что действия ОАО “Аэропорт “Кольцово“ по отказу в согласовании “исторических“ слотов, которыми авиакомпания пользовалась на протяжении длительного времени, создают ограничения в его деятельности и нарушают его права и законные интересы как авиаперевозчика.

ЗАО “Авиапрад“ в судебное заседание не явилось, представив письменный отзыв, в соответствии с которым полагает, что договор аренды с ОАО “Аэропорт Кольцово“ заключен в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав других перевозчиков.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд

УСТАНОВИЛ:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, Управление, антимонопольный орган) 13.11.2006 обратилось ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ с заявлением о нарушении ОАО “Аэропорт Кольцово“ антимонопольного законодательства путем необоснованного отказа в согласовании слотов для выполнения рейсов У6-262, У6-261, У6-266, У6-265 по маршруту Москва - Екатеринбург, используемых
авиаперевозчиком на протяжении длительного времени (исторические слоты).

Управлением была проведена проверка, по результатам которой комиссия УФАС по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесла решение от 29.12.2006 (решение объявлено 19.12.2006, а изготовлено 29.12.2006) N 83 о признании факта нарушения ОАО “Аэропорт Кольцово“ ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции) в части необоснованного отказа ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ в выделении временных интервалов для выполнения указанных рейсов, а также нарушения ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции в части заключения договора аренды от 30.06.2006 N 76-204/А06 секторов досмотра N 5 и N 6 здания аэровокзального комплекса, реализация положений которого приводит к ограничению конкуренции на рынке авиаперевозок; антимонопольным органом аэропорту выданы также предписания от 19.12.2006 N 83 и N 83/1 о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием для принятия этого решения послужили выводы антимонопольного органа о том, что ОАО “Аэропорт Кольцово“ злоупотребляет своим доминирующим положением, совершая действия по преднамеренному снижению пропускной способности аэровокзального комплекса под предлогом ремонта секторов досмотра и посадки N 1 и N 2 и передав в аренду ЗА “Авиапрад“ сектора досмотра и посадки N 5 и N 6, используя эти обстоятельства для неправомерного отказа ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ в согласовании временных интервалов выполнения рейсов У6-262 по маршруту Екатеринбург - Москва (вылет 8 час. 15 мин.), У6-261 по маршруту Москва - Екатеринбург (вылет 10 час. 20 мин.), рейсов У6-266 по маршруту Екатеринбург - Москва (вылет 18 час. 40 мин.), У6-265 по маршруту Москва - Екатеринбург
(вылет 22 час. 00 мин.).

Указанные выводы были сделаны при анализе следующих фактических обстоятельств.

Начиная с 21.07.2006 ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ неоднократно направляло в адрес аэропорта радиограммы с просьбой согласовать временные интервалы (слоты) для выполнения авиарейсов У6-262 по маршруту Екатеринбург - Москва (вылет 8 час. 15 мин.), У6-261 по маршруту Москва - Екатеринбург (вылет 10 час. 20 мин.), рейсов У6-266 по маршруту Екатеринбург - Москва (вылет 18 час. 40 мин.), У6-265 по маршруту Москва - Екатеринбург (вылет 22 час. 00 мин.), не получая при этом от аэропорта каких-либо ответов о согласовании рейсов.

06.09.2006 ОАО “Аэропорт Кольцово“ направило в адрес авиакомпании “Уральские авиалинии“ письмо с информацией о том, что с 30.10.2006 в аэропорту начинается реконструкция 1 и 2 секторов терминала внутренних воздушных линий, в результате чего пропускная способность аэропорта на период осенне-зимней навигации 2006/2007 ограничивается; кроме того, авиакомпании предлагалось прекратить продажу авиаперевозок по не согласованному с аэропортом расписанию под угрозой отказа в обслуживании рейсов.

22.09.2006 и 20.10.2006 Авиакомпания “Уральские авиалинии“ вновь обращалась в адрес аэропорта с просьбой о согласовании слотов на сезон “ЗИМА“ 2006/2007, однако Аэропорт “Кольцово“ письмом от 26.10.2006 N 1/795 согласовал запрошенное время лишь с 29.10.2006 по 12.11.2006, а в период с 13.11.2006 по 31.12.2006 выделил авиакомпании иные временные интервалы: для рейса У6-262/261 - 10 час. 20 мин. / 15 час. 00 мин., для рейса У6-266/265 - 21 час. 50 мин. / 02 час. 20 мин., а с 13.11.2006 временно приостановил обслуживание утреннего рейса авиакомпании (вылет в г. Москву в 8 час. 15 мин.).

В тот же день, т.е. 13.11.2006, генеральным директором ОАО “Аэропорт
“Кольцово“ было издано распоряжение о приостановке ремонтных работ в секторах досмотра N 1, 1а, 2 и “стерильной“ зоне в связи с отказом Авиакомпании “Уральские авиалинии“ в переносе рейсов на воздушном судне ИЛ-86 на другое время и невозможностью обслуживания всех рейсов в секторах N 3 и N 4 до решения вопроса о порядке обслуживания воздушного судна ИЛ-86 на внутренних воздушных линиях.

16.11.2006 комиссией в составе представителей Федерального агентства по управлению воздушным транспортом, Авиакомпании “Уральские авиалинии“ и Аэропорта “Кольцово“ была проведена проверка пропускной способности аэропорта, которой установлено, что в Аэропорту “Кольцово“ для обслуживания отправляющихся авиапассажиров на внутренних авиалиниях существуют 3 “стерильные“ зоны, доступ в которые производится через секторы досмотра: в 1-ю зону - через секторы N 1 и N 2, во вторую зону - через секторы N 3 и N 4, в 3-ю зону - через секторы N 5 и N 6.

По результатам проверки комиссией был сделан вывод о том, что пропускная способность действующих секторов N 3 и N 4 ограничена и не позволяет обслуживать все воздушные судна во временных интервалах с 07 час. 00 мин. до 08 час. 50 мин. и с 18 час. 00 мин. до 19 час. 15 мин. без нарушения действующего законодательства, однако аэропорт имеет техническую возможность обслуживать воздушные суда авиакомпаний по слотам, действующим на день работы комиссии, включая “исторические“ слоты Авиакомпании “Уральские авиалинии“.

Кроме того, при проверке было установлено, что 30.06.2006 ОАО “Аэропорт Кольцово“ передало сектора досмотра и посадки N 5 и N 6 в пользование ЗАО “Авиапрад“ на основании договора аренды N 76-204/А06, через которые в отличие от
других секторов обслуживаются пассажиры исключительно этого авиаперевозчика; за остальными перевозчиками были оставлены секторы N 3 и N 4 и лишь 13.11.2006 для досмотра и посадки открыты секторы N 1 и N 2.

В ходе проверки было установлено также, что ЗАО “Авиапрад“ без каких-либо задержек в период с 05.09.2006 по 04.10.2006 аэропортом были согласованы запрошенные данным авиаперевозчиком слоты по следующему расписанию: с 05.09.2006 по маршруту Екатеринбург - Москва - Екатеринбург ежедневно АЛ-1/2 (вылет 07 час. 50 мин. / 14 час. 20 мин.), АЛ-3/4 (вылет 18 час. 10 мин. / 00 час. 30 мин.) данный слот 04.10.2006 был изменен на 18 час. 00 мин. / 00 час. 20 мин., АЛ-5/6 (вылет 09 час. 00 мин. / 15 час. 45 мин.) данный слот 16.09.2006 был изменен на 08 час. 30 мин. / 15 час. 45 мин., АЛ-7/8 (вылет 16 час. 00 мин. / 23 час. 15 мин.) данный слот 16.09.2006 был изменен на 18 час. 30 мин. / 23 час. 30 мин., АЛ-9/10 (вылет 19 час. 20 мин. / 01 час. 25 мин.).

При анализе опубликованного расписания регулярных рейсов в г. Москву и обратно комиссией отмечено, что наибольшее количество вылетающих рейсов отмечено в период с 06 час. 00 мин. до 09 час. 00 мин. и с 17 час. 30 мин. до 19 час. 30 мин. местного времени, при этом данные временные промежутки являются пиковыми и пользуются наибольшим спросом у авиапассажиров. В период с 06 час. 00 мин. до 09 час. 00 мин. аэропортом фактически обслуживаются 6 вылетающих рейсов: 07 час. 00 мин. - Аэрофлот, 07
час. 10 мин. - Трансаэро, 07 час. 50 мин. - Авиапрад, 08 час. 15 мин. - Уральские авиалинии, 08 час. 30 мин. - Авиапрад, 08 час. 50 мин. - Аэрофлот-Норд, а в период с 17 час. 30 мин. до 19 час. 30 мин. - 4 рейса: 18 час. 00 мин. - Авиапрад, 18 час. 40 мин. - Уральские авиалинии, 19 час. 00 мин. - Авиапрад, 19 час. 15 мин. - Аэрофлот.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (п. 5 ст. 5 Закона).

Как следует из материалов дела, Аэропорт “Кольцово“ осуществляет наземное обслуживание воздушных судов российских и иностранных эксплуатантов, включая взлет-посадку, авиационную безопасность, пользование аэровокзалом, внутренними воздушными линиями (ВВЛ) и международными воздушными линиями (МВЛ), обслуживание пассажиров ВВЛ и МВЛ. Данные виды аэропортовых услуг относятся к естественно монопольным, подлежат государственному регулированию, в связи с чем решением Правления МАП от 28.04.1998 N 16/1 Аэропорт “Кольцово“ включен в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел “услуги аэропортов“.

Таким образом, ОАО “Аэропорт Кольцово“ является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания аэропортовых услуг и наземного обслуживания воздушных судов, и на него распространяются установленные ст. 10 Закона о защите
конкуренции ограничения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Запрещаются также иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением “вертикальных“ соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ч. 2 ст. 11 Закона).

Изложенные выше фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО “Аэропорт Кольцово“ совершило действия, направленные на снижение пропускной способности имеющихся секторов досмотра и посадки, а также отказывалось согласовывать “исторические“ слоты ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“, что имело своей целью ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок для данного авиаперевозчика с целью создания благоприятных условий для другого авиаперевозчика - ЗАО “Авиапрад“.

При этом суд исходит из того, что, являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания аэропортовых услуг и наземного обслуживания воздушных судов, ОАО “Аэропорт Кольцово“ не вправе было оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, которым согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ
признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (в т.ч. перевозка транспортом общего пользования).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ часть 1 статьи 83 отсутствует, имеется в виду часть 1 статьи 8.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ и ст. 50 Воздушного кодекса Российской Федерации договор на наземное обслуживание воздушных судов российских и иностранных эксплуатантов относится к публичному, обязательному к заключению на единообразных условиях при наличии технической возможности.

Между ОАО “Аэропорт Кольцово“ и ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ заключен договор о наземном обслуживании воздушных судов в Аэропорту “Кольцово“ от 26.12.2005 N 777-204/ВС-06, согласно которому аэропорт обязуется предоставить комплекс услуг по аэронавигационному (организация воздушного движения, планирование и координирование использования воздушного пространства и т.д.), аэропортовому (обеспечение взлета и посадки, обеспечение авиационной безопасности) и наземному обслуживанию (обслуживание пассажиров: регистрация пассажиров, взвешивание и оформление багажа, подведение итогов по рейсу; посадка или высадка и доставка пассажиров, обслуживание воздушного судна) воздушного судна перевозчика.

Указанный комплекс услуг аэропорт обязан оказывать всем авиаперевозчикам, создавая для них равные возможности осуществления своей деятельности исходя из принципа соперничества на определенном товарном рынке. Это, в свою очередь, предполагает, что действия данного хозяйствующего субъекта не должны противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, а также требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Как уже отмечалось, обязанность по организации воздушного движения, планированию и координированию использования воздушного пространства возникла у Аэропорта “Кольцово“ в силу осуществления им указанной деятельности, а также из договора о наземном обслуживании воздушных судов.

Порядок взаимодействия аэропорта и авиаперевозчиков в части организации аэронавигационного обслуживания регулируется Положением “Об аэропортах Российской Федерации“, утвержденным Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.1995 N ДВ-121 (далее - Положение), пунктом 6.1.2 которого установлено, что аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющих полеты (перевозки) на основании имеющихся лицензий; при этом недопустимо введение мер дискриминационного экономического воздействия и ограничений на осуществление коммерческих прав эксплуатантов.

Пунктом 6.3.1 этого Положения предусмотрено также, что аэропорт по согласованию с авиаперевозчиками определяет время обслуживания (прибытие/отправление) воздушного судна с учетом пропускной способности объектов и служб и их фактической загрузки; в случае отсутствия возможности предоставить авиаперевозчику тот временной интервал, который он просит, аэропорт обязан предложить другой ближайший временной интервал, а если между аэропортом и авиаперевозчиком не достигается взаимоприемлемое решение по выделению временного интервала, то рассмотрение конфликтной ситуации с заинтересованными сторонами для принятия решения осуществляет Департамент воздушного транспорта (региональное управление воздушного транспорта) Министерства транспорта Российской Федерации.

Кроме того, в своей практической деятельности по организации использования воздушного пространства Аэропорт “Кольцово“ руководствовался Положением о формировании, согласовании, издании и оперативной корректировке внутреннего расписания движения воздушных судов авиаперевозчиков Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной авиационной службы России от 06.05.1996 N ДВ-50, согласно п. 1.7 и 4.3 которого авиаперевозчик не позднее чем за два месяца до начала каждого сезона: “ЛЕТО“ (начало - последнее воскресенье марта, конец - последняя суббота октября), “ЗИМА“ (начало - последнее воскресенье октября, конец - последняя суббота марта), обращается в аэропорт за согласованием временных интервалов для выполнения воздушным судном регулярных рейсов путем направления запроса о выделении временных интервалов, аэропорт, в свою очередь, в течение 2 дней обязан сообщить авиаперевозчику о принятом решении, выделяя (согласовывая) запрошенные временные интервалы или обоснованно отказывая в их выделении.

Вместе с тем в нарушение своей обязанности согласования временных интервалов Аэропорт “Кольцово“ необоснованно отказал в таком согласовании Авиакомпании “Уральские авиалинии“, несмотря на то, что возможность предоставления этому авиаперевозчику испрашиваемого им времени у аэропорта имелась.

Факт технической возможности предоставления аэропортом Авиакомпании “Уральские авиалинии“ спорных временных интервалов подтверждается не только тем, что данный авиаперевозчик на протяжении длительного времени пользовался указанными временными интервалами для осуществления своих рейсов, но и тем, что в это же время аэропортом были согласованы те же самые слоты конкурирующему авиаперевозчику - ЗАО “Авиапрад“. Наличие технической возможности предоставления этих временных интервалов было подтверждено также при комиссионной проверке аэропорта 16.11.2006, в которой принимал участие представитель уполномоченного государственного органа - Федерального агентства по управлению воздушным транспортом, кроме того, возможность обслуживания рейсов ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ подтверждена последующим выполнением аэропортом предписаний антимонопольного органа, что подтверждается согласованием авиакомпании рейсов У6-262 по маршруту Екатеринбург - Москва (вылет 8 час. 15 мин.), У6-261 по маршруту Москва - Екатеринбург (вылет 10 час. 20 мин.), У6-266 по маршруту Екатеринбург-Москва (вылет 18 час. 40 мин.) и У6-265 по маршруту Москва - Екатеринбург (вылет 22 час. 00 мин.) радиограммой аэропорта N 261148 на период с 1 по 31 января 2007 года и радиограммой N 010500 на период с 1 по 15 февраля 2007 года.

В связи с этими обстоятельствами суд признает необоснованным довод заявителя об отсутствии у аэропорта технической возможности в согласовании Авиакомпании “Уральские авиалинии“ временных интервалов; с учетом этих обстоятельств суд оценивает и представленное заявителем заключение о пропускной способности аэровокзала ВВЛ в Аэропорту “Кольцово“. При этом суд отмечает, что недостаточная (по утверждению заявителя) пропускная способность аэровокзала в любом случае обязывала ОАО “Аэропорт Кольцово“ создавать для всех авиаперевозчиков равные условия осуществления ими своей деятельности, тогда как это обстоятельство было использовано заявителем лишь в отношении Авиакомпании “Уральские авиалинии“, чем были ограничены ее права по сравнению с правами других участников данной деятельности, и делают деятельность этой авиакомпании неконкурентоспособной.

Суд также отмечает, что, заключив договор аренды двух секторов досмотра и посадки с ЗАО “Авиапрад“, ОАО “Аэропорт Кольцово“ значительно снизило пропускную способность аэропорта, поскольку этим договором (п. 1.2) было предусмотрено обслуживание авиапассажиров только авиакомпании “Авиапрад“.

Учитывая, что наличие специализированных помещений, таких как зоны контроля пассажиров, к которым относятся сектора досмотра и посадки, необходимо для осуществления аэропортом естественно монопольных видов деятельности, для реализации которых аэропорту утверждены предельные ставки аэропортовых сборов и тарифов на наземное обслуживание воздушных судов российских и иностранных эксплуатантов (в том числе и пользование аэровокзалом внутренними воздушными линиями и международными воздушными линиями, обслуживание пассажиров внутренних воздушных линий и международных воздушных линий), заключение договора о передаче этих помещение в ограниченное пользование другому лицу фактически является соглашением двух хозяйствующих субъектов, которое привело к ограничению конкуренции на рынке авиаперевозок.

В результате передачи двух секторов досмотра и использования их в интересах ЗАО “Авиапрад“ сторонами этого соглашения были созданы дискриминационные условия по наземному обслуживанию воздушных судов различных авиакомпаний, что проявилось, в том числе, и в ограничении пропускной способности аэропорта в интересах конкретного авиаперевозчика.

Такие действия ОАО “Аэропорт Кольцово“ не только не отвечают требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, но и прямо запрещены ч. 2 ст. 11 ФЗ “О защите конкуренции“ и п. 3 ст. 6 ранее действовавшего Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Оценка всех представленных сторонами доказательств в их совокупности дает основания для вывода о том, что в действиях ОАО “Аэропорт Кольцово“ имелось нарушение положений ч. 1 ст. 10 ФЗ “О защите конкуренции“, что выразилось в необоснованном отказе в согласовании ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ временных интервалов (слотов) в отношении рейсов 261 по маршруту Москва - Екатеринбург (вылет 10 час. 20 мин.), рейсов У6-266 по маршруту Екатеринбург - Москва (вылет 18 час. 40 мин.), У6-265 по маршруту Москва - Екатеринбург (вылет 22 час. 00 мин.), а также нарушение ч. 2 ст. 11 этого Закона в части заключения с ОАО “Авиапрад“ договора аренды секторов досмотра аэровокзального комплекса, в связи с чем соответствующие выводы антимонопольного органа являются обоснованными.

По этой причине суд не принимает довод заявителя о недоказанности фактов нарушений антимонопольного законодательства, в том числе и довод о нарушении порядка проведения комиссионной проверки пропускной способности аэропорта.

Суд также не принимает ссылку заявителя на то, что выводы антимонопольного органа о нарушении аэропортом порядка согласовании Авиакомпании “Уральские авиалинии“ временных интервалов основаны на Приказе Федеральной авиационной службы России от 06.05.1996 N ДВ-50, утвердившим Положение о формировании, согласовании, издании и оперативной корректировке внутреннего расписания движения воздушных судов авиаперевозчиков Российской Федерации, который не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и в силу этого не может применяться.

Исследование всех обстоятельств дела показало, что эти выводы УФАС по Свердловской области прежде всего основаны на оценке фактических действий ОАО “Аэропорт Кольцово“ по созданию условий, ограничивающих конкуренцию на рынке авиаперевозок, созданию благоприятных условий для деятельности Авиакомпании “Авиапрад“ и ущемления деятельности Авиакомпании “Уральские авиалинии“; кроме того, указанный Приказ использовался в своей деятельности самим аэропортом, который применял рекомендации этого акта в качестве сложившихся и широко применяемых правил поведения.

Не могут быть признаны обоснованными и пояснения заявителя об экономической необходимости заключения договора аренды секторов досмотра ЗАО “Авиапрад“, поскольку установленные для данного субъекта естественной монополии Федеральной службой по тарифам предельные ставки аэропортовых сборов и тарифов на наземное обслуживание включают в себя расходы аэропорта за пользование аэровокзалом.

При рассмотрении вопроса о законности оспариваемых требований УФАС по Свердловской области от 19.12.2005 N 83 и N 83/1 в части обязания ОАО “Аэропорт Кольцово“ устранить допущенные нарушения путем выделения временных интервалов для выполнения ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ испрашиваемых им рейсов, а также путем расторжения договора аренды секторов досмотра от 30.06.2006 N 76-204/ВС-06 с ЗАО “Авиапрад“ суд исходит из того, что в соответствии со ст. 22 ФЗ “О защите конкуренции“ на уполномоченном антимонопольном органе лежит обязанность по реальному пресечению и предупреждению создания для хозяйствующих субъектов дискриминационных условий на товарном рынке, с целью чего данный орган выносит обязательные предписания по устранению нарушений антимонопольного законодательства. Такие меры направлены на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, при которых хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность исходя из принципов соперничества и при условии, что каждый из них должен единолично влиять на общие условия такого рынка, и не означают произвольного вмешательства государства в эту деятельность хозяйствующих субъектов.

По этой причине обязательные предписания о совершении ОАО “Аэропорт Кольцово“ указанных действий (согласовании временных интервалов и о расторжении договора аренды) являются способами устранения нарушений антимонопольного законодательства и вытекают из полномочий УФАС по Свердловской области, в связи с чем признаются судом законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества “Аэропорт “Кольцово“ о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области N 83 от 29.12.2006 и предписаний N 83 и N 83/1 от 19.12.2006 отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 2 ст. 257 и частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

ВОРОНИН С.П.