Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2007 по делу N А60-4649/2007-С6 Требования о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в отказе рассмотреть заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по мотиву отсутствия полномочий, и о возврате денежной суммы удовлетворены, поскольку правила о возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные налоговым законодательством, применяются также при возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 мая 2007 г. Дело N А60-4649/2007-С6объявлена резолютивная частьполный текст изготовлен“24 мая 2007 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой при ведении протокола судебного заседания судьей Л.В. Колосовой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов,

при участии в судебном заседании: от заявителя - Е.Л. Шамарина, индивидуальный предприниматель, паспорт; от заинтересованного лица - А.Б. Коростелев, ведущий специалист, доверенность N 11-03 от 12.03.2007.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не
заявлено. Заявлений, ходатайств в судебное заседание не представлено.

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области о признании незаконными действий должностных лиц инспекции, выразившихся в письменном отказе от 19.01.2007 N 08-25/655/1540 рассмотреть заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 9585 руб. 57 коп. по мотиву отсутствия полномочий, и о возврате денежной суммы.

Инспекцией представлен отзыв, в соответствии с которым налоговый орган просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие у налоговых органов полномочий по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. перечислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в сумме 9585 руб. 57 коп. платежным поручением N 33 от 03.05.2006. Однако впоследствии предпринимателем было установлено, что в платежном поручении N 33 был неверно указан код бюджетной классификации (18210202010062000160) и вышеназванная сумма поступила в бюджет в счет уплаты пеней, а не страховых взносов.

11 января 2007 года индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы пеней - 9585 руб. 57 коп. - в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Письмом от 19.01.2007 N 08-25/655/1540 инспекцией было отказано в зачете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на том основании, что страховые взносы не являются налоговыми платежами и не могут быть возвращены налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Считая такой отказ неправомерным, предприниматель Ф.И.О. обратилась в арбитражный суд.

В
соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Из содержания статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Поскольку контроль за уплатой указанных платежей возложен на налоговый орган в силу прямого указания Закона, данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно приложению N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ Федеральная налоговая служба Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации, в том числе в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Учитывая изложенное, вывод налогового органа об отсутствии у него полномочий по проведению
зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов (пеней) является необоснованным.

Реализация права страхователя на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов может быть осуществлена путем его обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика по письменному заявлению налогоплательщика.

Учитывая изложенное, отказ инспекции произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с отсутствием у налоговых органов полномочий по зачету (возврату) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является неправомерным. Требование предпринимателя о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области, выразившихся в письменном отказе от 19.01.2007 N 08-25/655/1540, следует удовлетворить.

Требование предпринимателя об обязании инспекции возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 9585 руб. 57 коп. следует удовлетворить частично, поскольку в судебном заседании установлено, что у индивидуального предпринимателя Ф.И.О. имеется переплата по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 8855 руб. 63 коп. Названные обстоятельства подтверждены документами, представленными как налоговым органом, так и предпринимателем. Учитывая изложенное, следует обязать налоговый орган возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы в сумме 8855 руб. 63 коп.

Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина,
разрешаются судом в судебном акте.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

При подаче заявления предпринимателем уплачена государственная пошлина в размере 500 рублей. Поскольку требования предпринимателя подлежат удовлетворению в части, с налогового органа в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 461 руб. 92 коп.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требования индивидуального предпринимателя Ф.И.О. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области, выразившиеся в письменном отказе от 19.01.2007 N 08-25/655/1540 рассмотреть заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по мотиву отсутствия полномочий.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. излишне уплаченные страховые взносы в Пенсионной фонд Российской Федерации в сумме 8855 руб. 63 коп. В остальной части требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области (местонахождение: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Емлина, 20а) в пользу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. в порядке распределения судебных расходов государственную пошлину в сумме 461 руб. 92 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2
ст. 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу госпошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины заинтересованное лицо должно представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

КОЛОСОВА Л.В.