Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2007, 10.05.2007 по делу N А60-4183/2007-С6 В соответствии со ст. 29, 198 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным решением, действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 мая 2007 г. Дело N А60-4183/2007-С6изготовлен полный текстрезолютивная часть объявлена“10 мая 2007 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Колосовой Л.В. при ведении протокола судебного заседания судьей Колосовой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ к Администрации Березовского городского округа об оспаривании действий органа местного самоуправления,

при участии: от заявителя - С.В. Пьянков, представитель, доверенность от 28.02.2007.

Заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела. Представитель в судебное заседание не явился. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено.

Лицу, участвующему в деле, разъяснены права и
обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заявлений, ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Березовского городского округа в предоставлении в аренду обществу земельного участка из земель поселений площадью 93847 кв. м, расположенного в г. Березовском Свердловской области в границах улиц Ленина, Гагарина Спортивной (6 микрорайон), кадастровый номер 66:35:0105002:0428, и об обязании Администрации Березовского городского округа предоставить обществу в аренду названный земельный участок.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что правоотношения заявителя и заинтересованного лица по предоставлению в аренду земельного участка под строительство возникли до введения в действие положений статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 01.10.2005).

Заинтересованное лицо считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. В обоснование возражений заинтересованное лицо ссылается на п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, в соответствии с которым предоставление земельных участков в аренду без проведения публичных торгов возможно, если предоставление земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года предоставления земельного участка.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ обратилось к Главе МО “Город Березовский“ с заявлением от 15.07.2004 N 103 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, микрорайон N 6, для строительства многоэтажных жилых домов по программе ипотечного кредитования.

МО “Город Березовский“ согласно протоколу совещания по развитию жилищного строительства в МО “Город Березовский“ от
16.07.2004 было принято предложение по выделению земельных участков ООО “Трест “Свердловскстрой“, утвержден план мероприятий по предоставлению земельных участков. Обществу 07.02.2005 было предложено для утверждения акта о выборе земельного участка провести согласование технических условий.

Акт о выборе земельного участка под строительство жилых домов многоэтажной застройки в 6 микрорайоне г. Березовского Свердловской области от 07.02.2005 был утвержден постановлением Главы МО “г. Березовский“ от 27.02.2007 N 73. Названным постановлением также был утвержден проект границ земельного участка для дальнейшего предоставления обществу в аренду для строительства, согласовано место размещения комплексной многоэтажной жилой застройки. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 66:35:0105002:0428.

28.02.2007 Обществом с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ в Администрацию Березовского городского округа было направлено заявление от 28.02.2007 N 1/05 о предоставлении земельного участка в аренду с приложением к нему кадастровой карты (плана) земельного участка.

В ответ на заявление общества Администрация Березовского городского округа отказала в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка на основании п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, в соответствии с которым предоставление земельных участков в аренду без проведения публичных торгов возможно, если предоставление земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года предоставления земельного участка. Администрация указала, что постановление Главы Березовского городского округа о согласовании Обществу с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ места размещения комплексной многоэтажной жилой застройки на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 93847 кв. м, расположенном в г. Березовском Свердловской области, в границах улиц Ленина -
Гагарина - Спортивной (6 микрорайон), было принято 27.02.2007, в связи с чем предоставить в аренду указанный земельный участок без проведения торгов не представляется возможным.

Общество с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“, не согласившись с отказом Администрации Березовского городского округа в предоставлении земельного участка в аренду, обратилось в арбитражный суд.

Суд считает, что требование заявителя о признании незаконными действий органа местного самоуправления подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации, граждане, иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным решением, действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Процедура предоставления земельного участка начинается с выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно
п. 1, 2, 5, 6, 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 29 Земельного кодекса РФ, а не статья 20.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 20 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании мест размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

С 01.10.2005 вступила в силу статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой
земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта по результатам аукционов.

Федеральным законом “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ N 232-ФЗ от 18.12.2006 п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ изложен в новой редакции, согласно которой предоставление земельных участков в аренду без проведения публичных торгов возможно, если предоставление земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года предоставления земельного участка.

Статьей 38 Федерального закона N 232-ФЗ от 18.12.2006 установлено, что вышеназванные положения п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 года.

Отказывая в предоставлении обществу земельного участка под жилищное строительство, Администрация исходила из того, что постановление Главы Березовского городского округа о согласовании Обществу с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ места размещения комплексной многоэтажной жилой застройки на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 93847 кв. м, расположенном в г. Березовском Свердловской области, в границах улиц Ленина - Гагарина - Спортивной (6 микрорайон), было принято 27.02.2007 (после 01.10.2005).

Однако, как видно из материалов дела, процедура согласования Обществу с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ земельного участка для жилищного строительства в соответствии с действовавшим на тот период законодательством была начата до вступления в силу указанной статьи. Заявление о предоставлении земельного участка, расположенного по
адресу: г. Березовский, микрорайон N 6, в аренду для строительства многоэтажных жилых домов, обществом представлено в Администрацию Березовского городского округа 15.07.2004, оформление обществом согласований и разрешительных документов для утверждения в установленном порядке акта о выборе земельного участка от 07.02.2005 производилось до вступления в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поскольку правоотношения, связанные с предоставлением спорного земельного участка, возникли до вступления данной правовой нормы в силу, а следовательно, требования п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции о необходимости проведения аукциона на заключение договора аренды земельного участка на рассматриваемые отношения не распространяются.

То обстоятельство, что акт о выборе земельного участка, утверждение проекта границ земельного участка, предварительное согласование места размещения многоэтажной жилой застройки произведены только в 2007 году, сами по себе не могут служить основанием для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку, как указано выше, правоотношения, связанные с предоставлением спорного земельного участка, возникли до вступления с 01.10.2005 в силу положений о предоставлении в аренду под строительство земельных участков только по результатам аукционов. Кроме того, срок на оформление документов и вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит.

Таким образом, у заинтересованного лица не имелось законных оснований для отказа Обществу с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ в представлении спорного земельного участка площадью 93847 кв. м в аренду под строительство.

Поскольку действие органа местного самоуправления, выразившееся в отказе в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“
земельного участка из земель поселений площадью 93847 кв. м, расположенного в г. Березовском Свердловской области в границах улиц Ленина, Гагарина, Спортивной (6 микрорайон), кадастровый номер 66:35:0105002:0428, нарушает права общества (право на заключение договора аренды земельного участка под строительство) и совершено в нарушение действующего законодательства, которым новый порядок предоставления в аренду земельных участков под строительство по результатам аукциона распространен только на правоотношения, возникшие после 01.10.2005, требование общества о признании незаконным действия органа местного самоуправления следует удовлетворить.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания судом оспариваемых действий органа местного самоуправления незаконными суд в решении должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, единственным мотивом для отказа в предоставлении в аренду земельного участка под строительство является мнение Администрации о нераспространении на правоотношения заявителя с заинтересованным лицом по предоставлению земельного участка в аренду под строительство порядка предоставления таких участков, действовавшего до 01.10.2005. Иных мотивов для отказа у Администрации не имелось, что не оспаривается заинтересованным лицом.

Учитывая изложенное, а также то, что все условия для решения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка под строительство в предусмотренном до 01.10.2005 порядке обществом соблюдены (имеется акт о выборе земельного участка, утвержденный в установленном порядке, участок сформирован, утвержден проект его границ, поставлен на кадастровый учет), суд обязывает заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления в аренду спорного земельного участка.

Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются
судом в судебном акте.

В силу ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным юридическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

При подаче заявления обществом была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей. Поскольку требования общества о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворены, названная госпошлина подлежит взысканию с органа местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требование Общества с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Березовского городского округа в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ земельного участка из земель поселений площадью 93847 кв. м, расположенного в г. Березовском Свердловской области в границах улиц Ленина, Гагарина, Спортивной (6 микрорайон), кадастровый номер 66:35:0105002:0428.

Обязать Администрацию Березовского городского округа предоставить в аренду Обществу с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ земельный участок из земель поселений площадью 93847 кв. м, расположенный в г. Березовском Свердловской области в границах улиц Ленина, Гагарина, Спортивной (6 микрорайон), кадастровый номер 66:35:0105002:0428.

Взыскать с Администрации Березовского городского округа (место нахождения: Свердловская область, г. Березовский, ул. Театральная, 9) в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Трест “Свердловскстрой“ в порядке распределения судебных расходов госпошлину в сумме 2000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный
суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу госпошлина подлежит уплате ответчиком добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.

Судья

КОЛОСОВА Л.В.