Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.05.2007, 04.05.2007 по делу N А60-6233/2007-С5 Заявление о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за эксплуатацию автозаправочной станции с нарушением условий, предусмотренных лицензией, судом удовлетворено, поскольку событие административного правонарушения и виновность заинтересованного лица в его совершении судом установлены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 мая 2007 г. Дело N А60-6233/2007-С5(изготовлен полный текст)4 мая 2007 г.“(объявлена резолютивная часть)

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой при ведении протокола судьей М.Ф. Сабировой рассмотрел 04.05.2007 в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Железнодорожного района г. Екатеринбурга к ООО “Лукойл-Пермнефтепродукт“ о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании: от заявителя - И.Ю. Задорожная, удостоверение N 137168, от заинтересованного лица - Е.Н. Прокофьев, паспорт, доверенность 66 АБ 750388 от 27.04.2007, Д.А. Калинин, паспорт, доверенность N 207 от 15.12.2006.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и
обязанности. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО “Лукойл-Пермнефтепродукт“ к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заинтересованное лицо просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве N 07/09-170 от 09.04.2007.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

прокуратурой Железнодорожного района города Екатеринбурга совместно с сотрудниками отдела Государственного противопожарного надзора Железнодорожного района города Екатеринбурга 29.02.2007 на основании распоряжения N 106 от 29.03.2007 проведена проверка автозаправочной станции, принадлежащей ООО “Лукойл-Пермнефтепродукт“ и расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников 10а, по вопросу соблюдения федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. По результатам проверки составлен акт N 106 от 29.03.2007. 2 апреля 2007 г. прокурором Железнодорожного района г. Екатеринбурга вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ООО “Лукойл-Пермнефтепродукт“ по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Как следует из названного постановления, материалов административного производства, заинтересованным лицом при осуществлении эксплуатации автозаправочной станции N 412, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников 10а, допущены нарушения законодательства о лицензировании (условий лицензии), выразившиеся в следующем:

1. территория автозаправочной станции не обеспечена наружным противопожарным водопроводом - 2 гидрантами или пожарным водоемом емкостью не менее 100 куб. м в радиусе не более 200 м. Согласно схеме расположения ближайших водоисточников для АЗС N 412, представленной ООО “Лукойл-Пермнефтепродукт“ после проведения проверки в целях устранения выявленных нарушений, ближайший
водоисточник расположен на расстоянии 3000 м. На момент проверки гидрант находился в неисправном состоянии;

2. помещения операторского блока АЗС защищены автоматической сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, но в момент проверки находились в нерабочем режиме;

3. планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений не исключает растекания аварийного топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы; на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой 0,2 м и дренажные лотки;

4. топливный парк с цистернами размещен на расстоянии менее требуемого от автомобильной дороги;

5. крышки технологических колодцев АЗС, в которых размещается оборудование с топливом и его парами, не выполнены в искробезопасном исполнении;

6. при заполнении резервуаров топливом пары горючих жидкостей попадают в окружающее пространство - не предусмотрен замкнутый цикл;

7. система автоматического отключения при заполнении резервуаров топливом на 95% объема не работает;

8. резервуары не оборудованы системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) для персонала АЗС о разгерметизации;

9. крепления заземляющих устройств, предусмотренных для автоцистерн при сливе нефтепродуктов, находятся в неисправном состоянии;

10. отсутствуют аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении для обслуживающего персонала;

11. план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов не имеет разделов: план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗС, согласованный с ГПС, план-схема ближайших водоисточников не имеет расстояний до водоисточников.

Указанные факты, по мнению заявителя, являются нарушением п. 3, 76, 698, 721, 725, 745 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003, п. 9, 48, 49, 54, 69, 94, таб. 1 Норм пожарной безопасности
для автозаправочных станций (НПБ 111-98), утвержденных Приказом ГУГПС МВД России N 25 от 23.03.1998.

Прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО “Лукойл-Пермнефтепродукт“ к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования этой деятельности установлен “Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов“, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595.

В соответствии с пунктом 1 данного Положения объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами.

Пунктом 2 Положения установлено, что лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов осуществляют Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно п. 76 ППБ 01-03 огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны и др.) в воздуховодах, устройства блокировки
вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматические устройства отключения вентиляции при пожаре должны проверяться в установленные сроки и содержаться в исправном состоянии.

В соответствии с п. 698 ППБ 01-03 для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должны находиться, в том числе план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой, план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников.

На основании п. 721 ППБ 01-03 наполнение резервуаров топливом следует выполнять только закрытым способом. Выход паров топлива в окружающее пространство, помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер) или через дыхательный клапан АЦ, должен быть исключен.

Согласно п. 725 ППБ 01-03 АЦ во время слива должны быть присоединены к заземляющему устройству. Гибкий заземляющий проводник должен быть постоянно присоединен к корпусу АЦ и иметь на конце струбцину или наконечник под болт для присоединения к заземляющему устройству.

На основании п. 745 ППБ 01-03 при отсутствии стационарного электрического освещения для временного освещения помещений с взрывоопасными зонами, открытых технологических площадок, аппаратуры и другого оборудования необходимо применять аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении. Применять переносные светильники, не отвечающие требованиям ПУЭ для соответствующих зон, запрещается.

В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 9 НПБ 111-98 планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений, должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива
как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

В соответствии с п. 48, 49 НПБ 111-98 при применении двустенного резервуара для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью, ее температура вспышки не должна быть ниже 100 град. C.

Двустенный резервуар следует оборудовать системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое прекращение наполнения резервуара. Для двустенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности.

Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться требования, предусматриваемые настоящими нормами для однокамерного резервуара. Одновременное хранение бензина и дизельного топлива в различных камерах одного резервуара допускается только в двустенных резервуарах, в которых камеры для бензина и дизельного топлива разделены двумя перегородками и обеспечен контроль герметичности межперегородочного пространства.

Согласно п. 54 НПБ 111-98 резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90-процентного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95-процентнымм заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95-процентного заполнения резервуара.

На основании
п. 69 НПБ 111-98 стенки технологических шахт резервуаров и колодцев, в которых размещается оборудование с топливом или его парами, а также имеется свободное пространство, должны быть выполнены из негорючего материала. В остальных случаях допускается использование трудногорючих материалов. Устройство крышек технологических шахт или колодцев, в которых имеется указанное оборудование, должно исключать возможность попадания в них атмосферных осадков и искрообразования при открытии-закрытии крышек. Крепление крышек должно обеспечивать сброс избыточного давления при возможном воспламенении паров топлива внутри шахт и колодцев (самооткидывание крышки с исключением возможности ее отрыва).

В соответствии с п. 94 НПБ 111-98 наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 куб. м, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Ответственность за нарушение вышеуказанных норм предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Как следует из материалов дела, ООО “Лукойл-Пермнефтепродукт“ эксплуатирует пожароопасный производственный объект, а именно, автозаправочную станцию N 412, расположенную по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников 10а. Заинтересованное лицо имеет лицензию N 3/00059 на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, выданную ГУ ГПС 18.09.2003, сроком действия до 18.09.2008.

Установленные заявителем в момент проверки правонарушения подтверждены материалами дела.

Заинтересованное лицо факт совершения административного правонарушения в ходе судебного заседания признало, за исключением:

аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении для обслуживающего персонала отсутствуют;

при заполнении резервуаров топливом
пары горючих жидкостей попадают в окружающее пространство;

размещение топливного парка с цистернами на расстоянии менее требуемого от автомобильной дороги;

крепления заземляющих устройств находятся в неисправном состоянии.

В своих возражениях от 04.05.2007 на отзыв заинтересованного лица, на заявление и в ходе судебного заседания представитель заявителя пояснил, что аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении для обслуживающего персонала присутствовали в момент проверки, представил подтверждающие документы, в качестве причины непредставления фонарей проверяющему указал на то, что об этом инспектор не спрашивал сотрудников. Таким образом, нарушение в данной части не нашло подтверждения в судебном заседании.

Вместе с тем заявитель также пояснил, что в связи с принятием доводов заинтересованного лица, не настаивает на привлечении к ответственности за нарушения, отраженные в акте и протоколе, выразившиеся в том, что при заполнении резервуаров топливом пары горючих жидкостей попадают в окружающее пространство - не предусмотрен замкнутый цикл, поскольку представлены надлежащие доказательства о наличии специального фильтра, очищающего пары до 95%. Также ошибочным признает заявитель указание в акте и постановлении о возбуждении дела на размещение топливного парка с цистернами на расстоянии менее требуемого от автомобильной дороги, кроме того заявитель признал подтвержденным наличие пригодных креплений заземляющих устройств, предусмотренных для автоцистерн при сливе нефтепродуктов рядом с теми, которые находятся в неисправном состоянии.

Кроме того, в качестве свидетелей судом был допрошены инспекторы, проводившие проверку: Горбунов Н.Ю. и Калинин Д.А., которые подтвердили указанные обстоятельства.

В связи с вышеуказанным на факте совершения данных правонарушений заинтересованным лицом заявитель не настаивает.

Исходя из изложенного, суд полагает, что полномочия административного органа, событие административного правонарушения и виновность заинтересованного лица в его совершении установлены.

Учитывая, что наказание должно соответствовать требованиям соразмерности,
справедливости, закрепленным ст. 3.1 КоАП РФ, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, а также тот факт, что административное правонарушение совершено заинтересованным лицом впервые, доказательств обратного в материалах дела нет, исходя из баланса публичных и частных интересов, суд находит возможным наложить на заинтересованное лицо штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, - 300 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда, то есть 30000 рублей.

Таким образом, требования заявителя о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью “Лукойл-Пермнефтепродукт“ (юридический адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, д. 34, адрес местонахождения Екатеринбургского филиала: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 128, ОГРН 1025900508215) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить наказание в виде штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда - 30000 рублей.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайте
Семнадцатого арбитражного апелляционного суда или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

САБИРОВА М.Ф.