Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2007 по делу N А60-7176/07-С6 Поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, формальный и предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к продаже алкогольной продукции, отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2007 г. Дело N А60-7176/07-С6(объявлена резолютивная часть)27 апреля 2007 г.“(изготовлен полный текст)

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.Л. Гавриленко при ведении протокола судебного заседания судьей О.Л. Гавриленко рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Продстройсанторг“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии: от заявителя - Степанов А.С., директор, протокол N 1 от 10 апреля 2006 года; от заинтересованного лица - Демина М.А., представитель, по доверенности N 3 от 9 января 2007 года.

Лицам, участвующим в
деле, разъяснены процессуальные права. Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью “Продстройсанторг“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Свердловской области N 4 от 5 апреля 2007 года о привлечении к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил продажи алкогольной продукции и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Заинтересованное лицо представило отзыв, заявленные требования отклонило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 19 по Свердловской области на основании поручения от 27 марта 2007 года проведена проверка по соблюдению законодательства в области оборота алкогольной продукции в магазине “Тройка N 17“, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Победы, д. 1, принадлежащем ООО “Продстройсанторг“.

В ходе проверки установлен факт реализации алкогольной продукции - водка “Простая“ емк. 1,0 л, 40%, водка “Мороз и солнце“ классическая, емк. 1,0 л, 40%, водка “Белая береза“ на березовых почках, емк. 0,5 л, 40%, газированный слабоалкогольный напиток “Отвертка“ со вкусом грейпфрута, емк. 0,5 л, 6,9%, газированный слабоалкогольный напиток “Отвертка“ коктейль лимонный, емк. 0,5 л, 6,9%, без ценников, а также без документов, подтверждающих легальность оборота слабоалкогольного напитка “Отвертка“ коктейль лимонный, емк. 0,5 л, 6,9%.

По данному правонарушению составлены акт N 66330534 от 27 марта 2007 года, протокол об административном правонарушении N 4 от 28 марта 2007 года.

5 апреля
2007 года Руководителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Свердловской области установлен факт административного правонарушения, за которое ответственность предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принято постановление N 4 о наложении на ООО “Продстройсанторг“ административного штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с названным постановлением, ООО “Продстройсанторг“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных Правил продажи алкогольной продукции.

Из положений п. 3 ст. 11 названного Федерального закона следует, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции, цене алкогольной продукции, наименовании производителя, стране происхождения и сертификации алкогольной продукции.

В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19 января 1998 года, установлена обязанность продавца (в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукции) своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену и условия приобретения товара.

Кроме того, статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции“ не допускает розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов.

На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан в силу п. 139 вышеназванных Правил иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Формы справок и порядок их заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 872 “О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации“ и N 864 “О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию“, согласно которым справки заверяются подписью уполномоченного лица и оригиналом оттиска печати собственника товара.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Материалами проверки установлена реализация 5 наименований алкогольной продукции, не содержащей информации о цене, а также отсутствие на момент проверки товарно-транспортных документов на слабоалкогольный напиток “Отвертка“ коктейль лимонный.

В дальнейшем товарно-транспортные накладные были представлены налоговому органу (28 марта 2007 года).

Указанные нарушения Правил продажи отдельных видов товаров зафиксированы протоколом об административном правонарушении. Кроме того, факт административного правонарушения подтверждается другими материалами дела, в частности, актом проверки, объяснениями старшего продавца Говядиной О.В., директора магазина Степановой А.С., из которых следует, что информация о цене на указанные виды алкогольной продукции отсутствовала по причине ремонта витрин.

Ссылка директора ООО “Продстройсанторг“ на то обстоятельство, что во время проверки запрашиваемые товаротранспортные документы, оформленные надлежащим образом, находились в
магазине, опровергается объяснениями старшего продавца Говядиной О.В., согласно которым указанные документы не были довезены поставщиком ЗАО “Торговый дом “Марко Поло“. Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 872 от 31.12.2005 при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к ТТН, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара.

Таким образом, привлечение ООО “Продстройсанторг“ к административной ответственности является правомерным, поскольку наличие вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях предприятия имеется.

В силу п. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговым орган был назначен нижний предел штрафа в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 300 минимальных размеров оплаты труда.

Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель также указывает на малозначительность совершенного правонарушения в связи с отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также представлением товаросопроводительных документов на алкогольную продукцию на следующий день после проверки.

Данный вывод общества о малозначительности является ошибочным.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правонарушением в области предпринимательской деятельности, затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

Поскольку состав
правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, формальный и предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к продаже алкогольной продукции, отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным.

Довод предприятия о том, что к ответственности необходимо привлекать продавца, который был ознакомлен с правилами торговли и санитарными правилами, во внимание не принимается, поскольку продавец в данном случае вступает в правоотношения с покупателем от имени этого предприятия, отсюда и ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции государство возложило именно на предприятие (предпринимателя).

Руководствуясь статьями 167 - 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований ООО “Продстройсанторг“ отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского
округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ГАВРИЛЕНКО О.Л.