Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.04.2007 по делу N А60-4137/2007-С5 Требования о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ удовлетворены, поскольку каких-либо данных, свидетельствующих о том, что неправильное заполнение деклараций привело к фактическому искажению данных организации об объемах оборота, поставки, закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях налогообложения, в материалах проверки не имеется.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

4 апреля 2007 г. Дело N А60-4137/2007-С5объявлена резолютивная частьизготовлено в полном объеме“4 апреля 2007 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Дегонской Н.Л. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабировой Т.И. рассмотрел в судебном заседании 02 - 04.04.2007 дело по заявлению ООО “Кентавр-2000“ к Инспекции ФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга, при участии третьего лица - Екатеринбургского специализированного отдела по взысканию административных штрафов ФССП, о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании: от заявителя - Чернов О.П., директор, паспорт; от заинтересованного лица - Втехин А.В., госналогинспектор, уд.
УР N 087467, доверенность от 10.01.2007 N 03-08/007; от третьего лица - извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд поступило заявление о рассмотрении заявления в отсутствие представителя.

Дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено без участия третьего лица. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права.

Отвода суду не заявлено. В судебном заседании объявлялся перерыв до 04.04.2007 до 15 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

От заявителя поступило устное ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, пропущенного по причине неполучения им оспариваемых постановлений. Ходатайство судом удовлетворено.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ООО “Кентавр-2000“ (далее - заявитель) просит признать незаконными и отменить постановления по делу об административном правонарушении Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга N 14-0048 от 26.09.2006, N 14-0061 от 12.12.2006, которыми он привлечен к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа в общей сумме 80000 руб.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на отсутствие состава правонарушения в действиях ООО “Кентавр-2000“ и нарушение его прав, поскольку оспариваемые постановления ему не вручались.

Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо) отзыв не представила, требования не признала, полагая, что оспариваемыми постановлениями заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, порядок привлечения к ответственности заинтересованным лицом не нарушен.

Третьим лицом представлен в суд отзыв, в котором судебный пристав-исполнитель указывает, что действия по перечислению денежных средств со счета заявителя на счет заинтересованного лица приостановлены до вступления в силу решения суда по настоящему делу.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон,
суд

УСТАНОВИЛ:

Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга по поручениям Управления Федеральной налоговой инспекции по Свердловской области от 15.08.2006 N 25-14/25362@, от 17.08.2006 N 25-14/25651@, от 25.08.2006 N 25-14/26578@ вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО “Кентавр-2000“ от 08.09.2006, 16.08.2006 по факту непредставления деклараций об объемах использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и искажения данных в декларации по формам приложений N 5, 6, 7 за 2 и 3 кварталы 2006 года.

По результатам проверки составлены протоколы об административном правонарушении N 14-0061 от 30.11.2006, N 14-0048 от 08.09.2006.

В ходе проверки налоговым органом обнаружено непредставление деклараций за 2 и 3 кварталы 2006 об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5, об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6, об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7, отдельных по каждому виду продукции, также не представлены декларации за июнь и июль 2006 года. Также обнаружено искажение данных, а именно: включены искаженные данные об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указана информация за 6 месяцев 2006 год, а не за 2 квартал 2006 года.

Отмеченные выше факты правонарушений зафиксированы в указанных протоколах об административных правонарушениях и, по мнению налогового органа, являются нарушением Закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858.

На основании названных протоколов об административном правонарушении налоговым органом вынесены оспариваемые постановления N 14-0048 от 26.09.2006 и N 14-0061 12.12.2006, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа в общем размере 80000 руб.

Суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, п. 2 Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858, организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Пунктом 2 названного Положения предусмотрено, что декларированию подлежат объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п. 3 Положения декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (далее - лицензии), а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях
использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции (далее - организации).

Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5.

Организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 6.

Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.

Декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 4 упомянутого Положения).

В соответствии с п. 6 Положения декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в
утвержденном Федеральной налоговой службой формате.

Декларации могут быть представлены организацией в налоговые органы через своего представителя или направлены в виде почтового отправления с описью вложения.

В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Материалами дела установлено, что декларации об объемах использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам приложений N 5, 6, 7 за 3 квартал 2006 года согласно отметкам налогового органа были представлены заявителем в инспекцию 09.10.2006, за 2 квартал 2006 - 10.07.2006, то есть в установленный срок.

Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, оспариваемые постановления в адрес общества налоговым органом не направлялись, фактически копии постановлений были получены в службе судебных приставов-исполнителей 21.02.2007, которые были направлены налоговым органом для возбуждения исполнительного производства и их исполнения. При этом суд отмечает, что документальных доказательств подтверждения даты получения оспариваемых документов заявитель не представил.

Кроме того, в обоснование своих доводов заявитель указал на отсутствие события правонарушения, поскольку декларации сданы в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области в срок, установленный законодательством, у общества отсутствовал умысел на искажение каких-либо данных.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской
Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Суд полагает, что правонарушение, за которое заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ, - уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - не является длящимся, так как считается оконченным в момент представления в инспекцию декларации, содержащей искаженные сведения, а сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня совершения данного правонарушения.

Как установлено в судебном заседании, нарушения, зафиксированные в протоколах об административном правонарушении N 14-0061 от 30.11.2006, N 14-0048 от 08.09.2006 как включение в декларацию заведомо искаженных данных, на основании которых вынесены
оспариваемые постановления, были совершены заявителем 09.10.2006 и 10.07.2006, то есть при представлении в налоговый орган декларации.

Суд полагает, что в данном случае начало течения срока давности привлечения к административной ответственности заявителя за выявленные факты приходится на дату фактического представления декларации, то есть на 10.07.2006 и 09.10.2006 (момент совершения нарушения, которое считается оконченным в момент его совершения и не является длящимися). Налоговому органу стало известно о совершении правонарушения в день получения от общества декларации.

Однако постановления о назначении административного наказания заявителю за совершенные 10.07.2006 и 09.10.2006 нарушения вынесены налоговым органом только 26.09.2006 и 12.12.2006, то есть за пределами срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, местом нахождения юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации является место его государственной регистрации.

Как установлено судом, заявитель зарегистрирован по адресу: г. Екатеринбург, ул. Норильская, 51, адрес постоянно действующего исполнительного органа: г. Екатеринбург, б-р Тбилисский, 3-449.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что оспариваемые постановления были направлены заявителю по адресам: г. Екатеринбург, б-р. Тбилисский, 3-449; г. Екатеринбург, ул. Лодыгина 8143, г. Екатеринбург, ул. Тимирязева, 11.

Постановления о привлечении заявителя к административной ответственности не направлялись заявителю по месту нахождения
организации - адресу, указанному в учредительных документах, как следует из выписки из ЕГРЮЛ, представленной налоговым органом в материалы дела, т.к. юридический адрес заявителя: г. Екатеринбург, ул. Норильская, 51.

Вместе с тем из содержания п. 1 ст. 2.2 и ст. 15.13 КоАП РФ следует, что административное правонарушение, выразившееся во включении в декларацию заведомо искаженных данных об объеме и обороте этилового спирта, признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий.

Обязанность по доказыванию наличия прямого умысла в силу ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лежит на государственном органе, вынесшим постановление о привлечении к административном правонарушении.

Однако в нарушение этой нормы ни в протоколах об административном правонарушении, ни в оспариваемых постановлениях налогового органа не описаны признаки наличия в действиях общества прямого умысла совершить вменяемое административное правонарушение.

Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что неправильное заполнение деклараций привело к фактическому искажению данных организации об объемах оборота, поставки, закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях налогообложения, в материалах проверки не имеется.

На основании изложенного, исходя из положений части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд полагает, что оспариваемые постановления следует признать незаконными, а заявленные требования удовлетворить.

Довод заинтересованного лица о том, что постановление N 14-0048 вручено директору ООО “Кентавр-2000“ лично, следовательно, является законным, судом не принимается, поскольку нарушение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для отмены постановления административного органа.

Что касается нарушений, изложенных в оспариваемых постановлениях, то налоговым органом не представлено документальных доказательств непредставления деклараций и искажения сведений в
представленных декларациях, тогда как обязанность доказывания по данной категории дел лежит на органе, принявшем решение о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2007 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, производился за счет средств бюджета, в который производилась оплата, утратил силу. Таким образом, возмещение судебных расходов по настоящему делу должно быть произведено со сторон пропорционально удовлетворенным требованиям, следовательно, государственная пошлина, оплаченная заявителем по заявлению о принятии обеспечительных мер по данному делу, подлежит взысканию в его пользу с заинтересованного лица.

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, госпошлина, ошибочно уплаченная заявителем по настоящему делу, подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

требования ООО “Кентавр-2000“ удовлетворить полностью.

Признать незаконными и отменить постановления Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга по делу об административном правонарушении N 14-0048 от 26.09.2006, N 14-0061 от 12.12.2006, вынесенные в отношении ООО “Кентавр-2000“, как не соответствующие Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Взыскать с Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (620062, г. Екатеринбург, ул. Тимирязева, 11) в пользу ООО “Кентавр-2000“ государственную пошлину в размере 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить ООО “Кентавр-2000“ из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4000 руб., в том числе 3000 руб., уплаченных по квитанции от 06.03.2007, и 1000 руб., уплаченных по квитанции от 26.02.2007.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд, принявший решение.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

ДЕГОНСКАЯ Н.Л.