Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.03.2007, 15.03.2007 по делу N А60-598/07-С1 Поскольку действующим законодательством допускается расчет по договору энергоснабжения на условиях авансирования платежей, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании недействительным договора энергоснабжения в указанной части.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 марта 2007 г. Дело N А60-598/07-С1(изготовлен полный текст)15 марта 2007 г.“(объявлена резолютивная часть)

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Микушиной при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Микушиной рассмотрел в судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Свердловской области к открытому акционерному обществу “Свердловэнергосбыт“, государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Свердловской области “Талицкое профессиональное училище“, 3-е лицо - государственное унитарное предприятие Свердловской области “Облкоммунэнерго“, о признании недействительным пункта договора,

при участии в судебном заседании: от истца - Никитин А.С., уд. N 137/43 от 12.02.1980, дов. от 16.11.2006 N 8-13-06; от ответчика - ОАО “Свердловэнергосбыт“ -
Максимова А.А., по дов. N 66 АБ 682902 от 29.12.2006; от третьего лица - Агапитов Л.В., по дов. N 1 от 09.01.2007.

Отводов суду не заявлено. Права, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, лицам, участвующим в деле, разъяснены.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным п. 6.2 договора энергоснабжения N Э-2001/80044 от 29.08.2002, заключенного между ОАО “Свердловэнерго“, ГОУ начального профессионального образования Свердловской области “Талицкое профессиональное училище“ и ГУП СО “Облкоммунэнерго“.

Исковые требования обоснованы тем, что договор заключен энергоснабжающей организацией с ГОУ начального профессионального образования Свердловской области “Талицкое профессиональное училище“, которое является бюджетным учреждением. Применение формы расчетов за потребленную энергию в виде авансовых платежей к бюджетным учреждениям является, по мнению прокурора, незаконным.

Ответчик - ОАО “Свердловэнергосбыт“ - в представленном отзыве на иск пояснил, что условия договора не противоречат действующему законодательству, т.к. согласно ст. 421 ГК РФ стороны свободны в определении условий договора, которые формулируются по их усмотрению.

Ответчик - ГОУ НПО СО “Талицкое профессиональное училище“ - в представленном отзыве на иск пояснил, что исковые требования не признает, поскольку не возражает против оспариваемого условия договора.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

между ОАО “Свердловэнерго“ (энергоснабжающая организация), ГУП СО “Облкоммунэнерго“ (транспортирующая организация) и государственным образовательным учреждением начального профессионального образования “Талицкое профессиональное училище“ (абонент) заключен договор энергоснабжения N 3-2001/80044 от 29.08.2002, согласно которому энергоснабжающая организация обязалась передавать по электрическим сетям, находящимся во владении транспортирующей организации, для абонента энергоснабжающей организации электрическую энергию в точке передачи в соответствии с условиями настоящего договора. Абонент обязался принять и своевременно оплатить энергоснабжающей организации переданную электрическую энергию (мощность).

Согласно протоколу от
14.08.2004 внеочередного общего собрания акционеров ОАО “Свердловэнерго“, ОАО “Свердловэнергосбыт“ создано в результате реорганизации ОАО “Свердловэнерго“ в форме выделения. В соответствии с разделительным балансом ОАО “Свердловэнерго“ права и обязанности, вытекающие из договора энергоснабжения N 3-2001/80044 от 29.08.2002, заключенного с государственным образовательным учреждением начального профессионального образования Свердловской области “Талицкое профессиональное училище“, в полном объеме перешли к правопреемнику ОАО “Свердловэнерго“ - ОАО “Свердловэнергосбыт“.

В соответствии с п. 1, 11 устава государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Свердловской области “Талицкое профессиональное училище“, утвержденного решением Министерства общего и профессионального образования Свердловской области N 124 от 21.10.2005, учреждение переименовано приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.05.2005 N 12-д в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области “Талицкое профессиональное училище“.

Собственником имущества, закрепленного за училищем на праве оперативного управления, является Свердловская область. Организационно-правовая форма - учреждение (п. 3, 4 устава государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Свердловской области “Талицкое профессиональное училище“).

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Условиями договора энергоснабжения N 3-2001/80044 от 29.08.2002 предусмотрено, что оплата потребляемой абонентом электрической энергии производится авансовым платежом в размере ожидаемого месячного потребления
до 25 числа месяца, предшествующего расчетному (п. 6.2 договора).

Статьей 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.04.1995 N 41-ФЗ (в редакции от 26.03.2003 N 38-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца.

На основании пункта 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, с 01.04.2000 оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения.

Из смысла данной нормы следует, что она носит императивный характер для всех потребителей, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий. Однако указанное Постановление не запрещает по согласованию с бюджетной организацией включить в договор условие об авансовых платежах.

Таким образом, указанный порядок действует в том случае, если иное не установлено договором энергоснабжения.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая закону, является ничтожной, если этот закон не предусматривает иных последствий нарушения. В статье 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержится перечень мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, т.е. иных последствий нарушения закона, а статья 283 Кодекса к нарушениям бюджетного законодательства относит, в частности, нецелевое использование
бюджетных средств, коим может являться беспроцентное кредитование энергоснабжающей организации под видом авансирования оплаты за электроэнергию. Таким образом, состав правонарушения, о наличии которого утверждает прокурор, при его наличии может повлечь иные последствия, но не ничтожность сделки.

Поскольку действующим законодательством допускается расчет по договору энергоснабжения на условиях авансирования платежей (ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, с 01.04.2000, ст. 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.04.1995 N 41-ФЗ), требование заместителя прокурора Свердловской области является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Согласно ст. 333.37 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокурор, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

В связи с чем государственная пошлина по данному делу взысканию не подлежит (ст. 110 АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший
решение.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

МИКУШИНА Н.В.