Решения и определения судов

Определение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2007 по делу N А60-2766/2007-С11 При рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в соответствии со ст. 21.1 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по заявлению уполномоченного органа

о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом)

от 5 марта 2007 г. Дело N А60-2766/2007-С11“

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ануфриева А.А. при ведении протокола судебного заседания судьей Ануфриевым А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании отсутствующего должника - закрытого акционерного общества “Сервис-Е“ (далее по тексту - ЗАО “Сервис-Е“), ИНН 6658036529, несостоятельным (банкротом),

при участии в заседании: от заявителя, уполномоченного органа - представитель Зырянова И.В., на основании доверенности от 13.12.2006; должник извещен надлежащим образом по
основанию ч. 3 п. 2 ст. 123 АПК РФ, явка представителя не обеспечена.

Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обратилась с заявлением о признании ЗАО “Сервис-Е“ несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства как отсутствующего должника по основанию статей 227, 230 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

В обоснование заявления уполномоченный орган ссылается на наличие у должника признаков, как прекратившего свою деятельность, а также на наличие задолженности по обязательным платежам в размере 80539 руб., по пеням 197026 руб. и по штрафам 80888 руб.

Должник отзыв на заявление уполномоченного органа не представил.

Отвода составу суда и ходатайств, препятствующих рассмотрению заявления по существу, не заявлено.

В силу ст. 156 АПК РФ рассмотрение обоснованности заявления уполномоченного органа проведено в отсутствие должника, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав представителя заявителя и исследовав представленные документы, арбитражный суд установил следующее.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 29 мая 2004 г. налоговым органам предоставлено право обеспечивать интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства.

Порядок и особенности процедуры банкротства отсутствующего должника определены в параграфе 2 главы 11 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Согласно п. 1 ст. 227 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом в случае фактического прекращения должником своей деятельности, при отсутствии или невозможности установления места нахождения руководителя должника - юридического лица.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о
банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.

Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.

Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган
представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.

Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.

Положения действующего законодательства не препятствуют регистрирующему органу неоднократно инициировать процедуру, направленную на исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

После принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом судам необходимо проверять, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом судам следует учитывать, что бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган.

Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по
делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.

В связи с изложенным в целях удовлетворения заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) заявителю необходимо доказать наличие следующих обстоятельств:

невозможность исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке;

вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган;

законность, обоснованность и наличие возможности принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке.

Как следует из разъяснений информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ N 129-ФЗ от 08.08.2001.

Статьей 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ N 129-ФЗ от 08.08.2001 установлен порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, а также порядок ликвидации
недействующего юридического лица в установленном гражданским законодательством порядке в случае, если после опубликования решения о предстоящем исключении такого юридического лица направлены заявления кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 1 - 4 ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ N 129-ФЗ от 08.08.2001 юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).

Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по
которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем уполномоченным органом не исполнена процессуальная обязанность доказывания заявленных обстоятельств о проведении процедуры исключения юридического лица, заявленного как прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и невозможность таковой.

Размер заявленной задолженности носит декларативный характер и не подтвержден доказательствами, подтверждающими обоснованность заявленной задолженности (декларации, акты налоговых проверок), а также соблюдение налоговым органом требований Налогового кодекса РФ в отношении принудительного порядка ее взыскания (статьи 70, 46, 47 Налогового кодекса РФ).

Как и не представлено доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

Напротив, представленные доказательства свидетельствуют об отсутствии имущества должника.

Кроме того, судом не принимаются как не имеющие отношения к настоящему делу приложенные к заявлению уполномоченного органа свидетельство о государственной регистрации предприятия серии IV-ВИ N 04689, карта постановки на учет налогоплательщика-организации, свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации N 08798 серии I-ЕИ, устав, оформленные на
имя ООО “Гидросервис А“.

Документов, подтверждающих обратное, заявителем суду не представлено.

Таким образом, с учетом разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“ производство по делу по заявлению уполномоченного органа о признании отсутствующего должника - ЗАО “Сервис-Е“ несостоятельным (банкротом) подлежит прекращению по основанию п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь п. 1 ст. 32, статьями 227 - 228 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Производство по делу по заявлению уполномоченного органа о признании отсутствующего должника - закрытого акционерного общества “Сервис-Е“ несостоятельным (банкротом) прекратить.

2. Настоящее определение может быть обжаловано через суд, принявший определение.

Апелляционная жалоба на определение может быть подана в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения, кассационная жалоба - в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вынесения определения.

Судья

АНУФРИЕВ А.А.