Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.12.2007 N Ф03-А51/07-2/5929 по делу N А51-5259/2007-31-8 Является незаконным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, если доказательств, что выплата иностранному гражданину через кассу заработной платы в валюте на основании заключенного с ним трудового договора является незаконной валютной операцией, орган валютного контроля не представил.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5929

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

на решение от 21.09.2007

по делу N А51-5259/2007-31-8

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Тойота Цусе Восток Авто“

к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности от 19.04.2007 N 05-07/96П

Общество с ограниченной ответственностью “Тойота Цусе Восток Авто“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением
о признании недействительным постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - административный орган, орган валютного контроля) от 19.04.2007 N 05-07/96П о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 21.09.2007 заявленные требования удовлетворены на том основании, что административный орган не доказал факт осуществления обществом незаконных валютных операций, а также вину общества в совершении вменяемых ему правонарушений, поэтому у него отсутствовали правовые основания для привлечения последнего к административной ответственности по указанной выше норме права.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность принятого судебного решения проверяется по кассационной жалобе административного органа, который просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель жалобы полагает, что у административного органа имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, так как расчет по трудовому договору между юридическим лицом-резидентом и физическим лицом-нерезидентом в наличной валюте Российской Федерации является валютной операцией, запрещенной валютным законодательством.

В обоснование своих доводов заявитель жалобы сослался на часть 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), согласно которой юридические лица - резиденты при осуществлении валютных операций производят расчеты через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных названной нормой права, на которые данное правило не распространяется.

Поскольку
выплата резидентом нерезиденту наличной валюты Российской Федерации в счет заработной платы в указанный перечень не включена, то, по мнению заявителя жалобы, в данном случае должно применяться общее правило о расчетах между резидентами и нерезидентами с использованием банковских счетов, открытых в уполномоченных банках.

Кроме того, административный орган со ссылками на статьи 11, 136 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) считает, что общество (резидент) могло при заключении трудовых договоров с работниками (нерезидентами) предусмотреть порядок осуществления расчетов с использованием банковского счета в уполномоченном банке, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении вменяемых ему правонарушений.

Общество отзыв на кассационную жалобу не предоставило, в судебном заседании его представитель против отмены решения суда возражает, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из установленных судом обстоятельств дела, административным органом проведена проверка общества по вопросам соблюдения валютного законодательства и актов валютного регулирования, в результате которой установлено нарушение обществом требования валютного законодательства, выразившееся в осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу общества. По факту правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2007 N 05-07/96.

Постановлением о назначении административного наказания от 19.04.2007 N 05-07/96П общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью
1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 43 200 руб.

Общество, не согласившись с указанным постановлением административного органа, оспорило его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к выводу об отсутствии у органа валютного контроля правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной вышеназванной нормой права. При этом суд руководствовался следующим.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон “173-ФЗ) валютной операцией признается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Материалами дела установлено, что гражданин Японии Масасиге Ниси является работником общества, что подтверждается приказом о приеме его на работу и заключенным с ним трудовым договором, которому в указанное время обществом произведена выплата заработной платы в наличной валюте Российской Федерации в размере 57 600 руб., что также подтверждается расходным кассовым ордером от 25.04.2006 N 264 и платежной ведомостью от 25.04.2006. Таким образом, с учетом приведенной выше нормы права и установленных судом обстоятельств дела, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом физическому лицу-нерезиденту правомерно признана судом валютной операцией.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации,
или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Как следует из оспариваемого постановления органа валютного контроля, последний считает, что осуществленная обществом (резидентом) операция, выразившаяся в расчете с физическим лицом-нерезидентом по трудовому договору наличной валютой Российской Федерации, является незаконной валютной операцией, поскольку запрещена валютным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем статьей 6 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (статья 7 Закона действовала до 1 июля 2006 года, статья 8 - до 1 января 2007 года, части 3 - 6 статьи 11 - до 1 июля 2006 года).

Таким образом, валютная операция, осуществленная обществом, не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.

Ссылка заявителя жалобы на статью 14 Федерального закона N 173-ФЗ является несостоятельной, так как данная норма определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, а не законность таких операций. К тому же согласно части 2 статьи 5 названного Федерального закона, если порядок осуществления
валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются без ограничений. Поскольку порядок осуществления спорных валютных операций не установлен, осуществленные обществом - резидентом валютные операции осуществляются без ограничений.

Кроме того, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации. Следовательно, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно сослался на часть 6 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статьями 131, 136 ТК РФ установлено, что заработная плата работникам выплачивается в валюте Российской Федерации в месте выполнения им работы, либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Поскольку в рассматриваемом случае трудовым договором не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковские счета работников в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица -
нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата обществом его иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству. Следовательно, довод административного органа о том, что общество могло предусмотреть при заключении трудового договора с физическим лицом - нерезидентом осуществление расчетов по оплате труда с использованием банковского счета, открытого нерезидентом в уполномоченном банке, либо с использованием банковской пластиковой карты, оформленной нерезидентом в уполномоченном банке, является несостоятельным.

При таких обстоятельствах, правомерным является вывод суда о том, что административный орган не доказал факт осуществления обществом незаконной валютной операции, а также наличие вины общества в совершении вменяемого его правонарушения, следовательно, у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 21.09.2007 по делу N А51-5259/2007-31-8 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.