Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4431 по делу N А73-8943/2006-23 Поскольку налоговый орган достоверно не установил объем налоговых обязательств налогоплательщика при начислении пеней и штрафа за неуплату спорных сумм налога в бюджет, требование о признании недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворено правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4431

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска

на решение от 27.11.2006, постановление от 02.07.2007

по делу N А73-8943/2006-23

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Единка“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска

о признании недействительным решения

Общество с ограниченной ответственностью “Единка“ (в настоящее время - ООО ТриКом; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о
признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган) от 07.07.2006 N 17-23/14141 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Решением суда от 27.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2007, заявление общества удовлетворено. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 58 816 351 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 37 897 260 руб., а также начисленных на эти суммы налогов пени и налоговых санкций.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, а не подпункт 7 пункта 3 статьи 31, который отсутствует в указанном документе.

По мнению налогового органа, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, судом допущено нарушение норм материального права, в частности статей 252, 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Как полагает инспекция, у налогового органа отсутствовали правовые основания для определения дохода налогоплательщика в соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 31 НК РФ расчетным путем, при том, что последний обязан документально подтвердить произведенные им расходы, понесенные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также заявленные налоговые вычеты.

Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК
РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет ряда налогов за период с 01.01.2002 по 31.10.2005, в том числе налога на прибыль и НДС, по результатам которой составлен акт от 08.06.2006 N 560 ДСП. На основании акта налоговым органом принято решение от 07.07.2006 N 17-23/14141 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 8 935 300 руб. за неуплату налога на прибыль и в сумме - 3 304 748 руб. за неуплату НДС. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в сумме 58 816 351 руб., НДС - 38 197 768 руб., а также пени за несвоевременную уплату этих налогов соответственно в суммах 27 557 964 руб. и 18 289 225 руб.

Судом установлено, что в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщик не представил инспекции первичные документы и регистры бухгалтерского учета, обосновывающие размер произведенных им расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС со ссылкой на похищение первичных документов за 2002 - 2003 года и компьютеров с информационными базами.

По факту кражи названного имущества УВД Центрального района города Хабаровска 18.03.2006 возбудило уголовное дело N 667401, производство по которому приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Поскольку документы, связанные с исчислением и уплатой налогов за 2002 - 2003 годы не были
представлены налогоплательщиком, налоговый орган определил доход и произвел доначисление налогов, подлежащих уплате в бюджет, на основании имеющихся у него сведений из лицевого счета по расчетному счету в банке и данных налоговых деклараций общества по налогу на прибыль и НДС, без учета сумм понесенных расходов и заявленных налоговых вычетов.

Проверяя на соответствие закону решение налогового органа, арбитражный суд на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всех имеющихся в деле доказательств в совокупности правомерно исходил из того, что примененный инспекцией порядок исчисления налогов не может быть признан обоснованным, поскольку противоречит пункту 7 статьи 31 НК РФ, специально предусмотренному для таких случаев и в отношении таких налогоплательщиков.

В соответствии с указанной правовой нормой в случае отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, а также ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчисления налога, налоговый орган в указанных случаях должен определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем либо на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, либо данных об иных аналогичных налогоплательщиках, что обеспечивает при проведении проверки соблюдение баланса публичного и частного интересов государства и налогоплательщика.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ на налоговом органе лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.

Поскольку доказательств обоснованности доначисления инспекцией за 2002 - 2003 годы налога на прибыль в суммах 14 120 545 руб. и 44 695 805 руб. и НДС в сумме 38 197 768 руб., соответственно, и следовательно,
начисления пеней и штрафа за неуплату указанных сумм налогов в бюджет, не представлено, то суд правомерно признал решение инспекции как несоответствующее нормам Налогового кодекса РФ недействительным.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 27.11.2006, постановление от 02.07.2007 по делу N А73-8943/2006-23 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.