Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.11.2007 N Ф03-А73/07-1/4958 по делу N А73-5583/2006-32/73 Иск о взыскании убытков от предоставления льгот по оплате проезда в автомобильном транспорте правомерно удовлетворен за счет казны РФ и казны субъекта РФ, поскольку денежные средства из соответствующих бюджетов не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4958

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края

на решение от 06.04.2007, постановление от 30.07.2007

по делу N А73-5583/2006-32/73 (АИ-1/828/2007-8)

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску общества с ограниченной ответственностью “Автоэкспресс“

к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения Администрации Комсомольского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Комсомольского муниципального района

о взыскании 1245626 рублей 83 копеек

Общество с ограниченной ответственностью “Автоэкспресс“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Комитету
социальной защиты населения Администрации Комсомольского муниципального района (далее - Комитет), Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 1309336 рублей 77 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате проезда на автомобильном транспорте в соответствии с федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О реабилитации жертв политических репрессий“ “О ветеранах“, Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 “О краевой целевой программе “Социальная поддержка граждан пожилого возраста инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год“ и во исполнение, заключенного с Комитетом договора от 03.01.2004.

Решением от 21.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2006, с Комитета социальной защиты населения Администрации Комсомольского муниципального района в пользу истца взыскан долг в сумме 1309336 рублей 77 копеек. Министерство финансов Хабаровского края от ответственности освобождено.

Судебные акты мотивированы неисполнением Комитетом, как стороной по договору от 03.01.2004, добровольно принятых на себя обязательств по оплате оказанных истцом услуг по перевозке льготников.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление ФАС Дальневосточного округа N Ф03-А73/06-1/4602 издано 12.12.2006, а не 21.12.2006.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2006 N Ф03-А73/06-1/4602 решение от 21.07.2006 и постановление от 29.09.2006 Арбитражного суда Хабаровского края отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Финансовое управление Администрации Комсомольского муниципального района и Министерство финансов Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства истец уменьшил размер исковых требований и просил взыскать 1245626 рублей 83 копейки.

Решением суда от 06.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2007, исковые требования
удовлетворены в полном объеме. С Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ взыскано 801431 рубль 23 копейки расходов по льготам, установленным федеральным законодательством, с Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края взыскано 444195 рублей 60 копеек расходов по льготам, установленным краевым законодательством, в иске к Комитету социальной защиты населения Администрации Комсомольского муниципального района отказано.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационных жалоб Минфина РФ и Минфина Хабаровского края, в которых они полагают решение и постановлением отменить как необоснованные и вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы Минфин РФ приводит доводы о том, что суд в нарушение пункта 10 статьи 158 БК РФ необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот гражданам, так как финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных главному распорядителю бюджетных средств.

В своей жалобе Минфин Хабаровского края ссылается на недоказанность истцом фактического объема перевозки льготных пассажиров, непредставление документов в подтверждение исполнения обязанности по ведению учета льготников в соответствии с Постановлением губернатора Хабаровского края.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца жалобы отклонил, полагая судебные акты законными и обоснованными.

Представитель Министерства финансов Хабаровского края жалобу поддержала, дав по ней пояснения.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения
жалоб.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО “Автоэкспресс“ в период с 03.01.2004 по 31.12.2004 на основании заключенного с Комитетом социальной защиты населения Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края договора от 03.01.2004 б/н при расчете за оказанные услуги учитывало в соответствии с федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О реабилитации жертв политических репрессий“, “О ветеранах“, а также Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 “О краевой целевой программе “Социальная поддержка граждан пожилого возраста инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год“ льготную скидку в размере 100% при проезде на пригородном автомобильном транспорте по линии Комсомольск-Пивань-1 от установленной платы жителям Комсомольского муниципального района Хабаровского края, подпадающим под действие этих законов.

В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в заявленной сумме на основании статей 16, 1069 ГК РФ предъявлены настоящие исковые требования.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

В соответствии с нормами ФЗ “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в РФ“, “О реабилитации жертв политических репрессий“ спорным категориям граждан предоставляется бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородних маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального
закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.

В соответствии с Законом “О федеральном бюджете на 2004 год“ размер субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, в 2004 году составил 1638240000 рублей, ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ - 506088000 рублей, ФЗ “О ветеранах“ - 621338700 рублей.

Как установлено судом, объем средств перечисленных из них в бюджет Хабаровского края не покрывает расходы предприятий края, предоставивших льготные услуги. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом РФ бюджетных средств не выявлено.

Ввиду того, что компенсация расходов истца, понесенных от предоставления льгот в соответствии с федеральными законами ФЗ “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в РФ“, “О реабилитации жертв политических репрессий“ не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета органами власти Российской Федерации Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 801431 рубль 23 копейки
за счет казны Российской Федерации.

В соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 18.05.2004 N 130 “О порядке реализации на территории Хабаровского края мероприятий по краевой целевой программе “Социальная поддержка граждан пожилого возраста инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год“ организации, предоставляющие услуги. Обязаны предоставлять льготы по проезду в общественном транспорте отдельным категориям граждан, а возмещение понесенных этими организациями расходов производится на основании договоров, заключенных с органом муниципального образования. Предусмотренные этой социальной программой мероприятия финансируются из средств краевого бюджета, которые предусматриваться в законе Хабаровского края о бюджетной системе края на очередной год.

Минфин Хабаровского края не представил доказательств перечисления средств на реализацию краевого закона органам местного самоуправления или непосредственно истцу, поэтому убытки в сумме 444195 рублей 60 копеек суд правомерно взыскал за счет средств казны края в лице Министерства финансов Хабаровского края.

Доводы заявителей жалоб о недоказанности истцом размера предъявленных убытков из-за неподтверждения объема льготных перевозок опровергаются представленными истцом в дело документами учета, согласованными с уполномоченным на это органом - Комитетом по социальной защите населения Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, составленными в порядке, установленном постановлением губернатора Хабаровского края от 18.05.2004 N 130 и в соответствии с условиями договора, в том числе копиями использованных именных талонов с указанием стоимости поездок, выданных Комитетом льготникам, реестрами автобусных маршрутов и стоимости проезда в них, двухсторонними актами сверки расчетов, где отражена предъявленная истцом ко взысканию задолженность.

Поскольку судом исследованы все обстоятельства дела, которым дана правильная правовая оценка, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 06.04.2007 и постановление от 30.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5583/2006-32/73 (АИ-1/828/2007-8) оставить без изменения, кассационные жалобы заявителей - без удовлетворения.