Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.11.2007 N Ф03-А51/07-2/4753 по делу N А51-2520/2007-30-19 Плательщики НДС, утвердившие в учетной политике момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств (кассовый метод), по товарам и услугам, принятым на учет до вступления в силу изменений в НК РФ, производят налоговые вычеты тогда, когда факт уплаты НДС документально подтвержден.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4753

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока

на решение от 09.06.2007

по делу N А51-2520/2007-30-19

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Диалресурс“

к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока

о признании недействительным решения от 07.06.2006 N 12402

Общество с ограниченной ответственностью “Диалресурс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району
города Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция) от 07.06.2006 N 12402 “О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Решением суда от 09.06.2007 заявленные требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество в 2006 году обоснованно заявило о возврате налогового вычета сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении ООО “Диалресурс“ лома черных металлов в 2005 году, так как общество исполнило установленные статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования для применения налогового вычета.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой указывает на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении кассационной жалобы отказать. По мнению заявителя жалобы, в соответствии с подпунктом 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не подлежат налогообложению НДС, следовательно, общество утратило право на вычеты из бюджета НДС с 01.01.2006. В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало, отзыв на жалобу не представило.

В заседании суда в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 01.11.2007.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.05.2006 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию
по НДС за март 2006 года.

К уплате в бюджет за март 2006 года общество исчислило НДС в сумме 32295 руб., сумма налоговых вычетов составила 844121 руб.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по НДС за март 2006 года, в ходе проверки которой установила, что общество относит к вычетам по НДС сумму 844121 руб. по 15 счетам-фактурам: N 2 от 04.08.2005 (НДС - 15254,24 руб.), N 4 от 02.03.2005 (НДС - 94076,64 руб.), N 2 от 04.08.2005 (НДС - 15254,24 руб.), N 2 от 04.08.2005 N (НДС - 64067,80 руб.), N 2 от 04.08.2005 (НДС - 111355,93 руб.), N 5 от 14.03.2006 (НДС - 27216 руб.), N 2 от 04.08.2005 (НДС - 53493,71 руб.), N 3 от 15.08.2005 (НДС - 45658,84 руб.), N 3 от 15.08.2005 (НДС - 99152,54 руб.), N 3 от 15.08.2005 (НДС - 30508,47 руб.), N 3 от 15.08.2005 (НДС - 15254,24 руб.), N 29 от 27.03.2006 (НДС - 13506 руб.), N 3 от 15.08.2005 (НДС - 106779,66 руб.), N 3 от 15.08.2005 (НДС - 122033,9 руб.), N 3 от 15.08.2005 (НДС - 30508,48 руб.). Указанные счета-фактуры общество включило в книгу покупок за март 2006 года после оплаты отгруженного лома черных металлов, что подтверждается платежными поручениями.

Поскольку в соответствии с подпунктом 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ с 01.01.2006 не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, инспекция посчитала необоснованным применение налогового вычета по счетам-фактурам, предъявленным к оплате поставщикам лома черных металлов в 2005 году и фактически оплаченным
в марте 2006 года. Кроме того, общество представило в налоговый орган заявление об отказе в освобождении от налогообложения по НДС 27.04.2006, поэтому по операциям до 01.05.2006 не имело законных оснований для освобождения от уплаты НДС.

На основании вышеизложенного налоговым органом вынесено решение от 07.06.2006 N 12402, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы за март 2006 года в виде штрафа в размере 168824,20 руб. Кроме того, указанным решением обществу доначислен к уплате за март 2006 года НДС в сумме 844121 руб., отказано в налоговых вычетах по НДС в размере 844121 руб. и доначислена пеня за несвоевременную уплату НДС в сумме 15600,07 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд, который, удовлетворяя требования общества, исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

При этом, как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, и должен отвечать требованиям, предусмотренным в пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса.

Какие-либо иные условия для принятия НДС к вычету законом не установлены.

Как видно из материалов дела и установлено судом, при реализации в 2005 году лома черных металлов поставщики предъявили обществу счета-фактуры, в которых по правилам статьи 169 НК РФ выделили суммы НДС.

Факт получения обществом в 2005 году лома черных металлов от поставщиков, его оприходование и последующая его оплата указанным поставщикам в марте 2006 года подтверждены материалами дела.

Момент определения налоговой базы, согласно учетной политике общества в 2005 году, установлен по мере поступления денежных средств - день оплаты отгруженных товаров (кассовый метод).

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что общество исполнило установленные статьей 172 НК РФ требования для применения налоговых вычетов.

Арбитражный суд с учетом пункта 8 статьи 149 НК РФ правильно указал, что за услуги, оказанные фактически обществом до 01.01.2006, налогоплательщик правомерно заявил к вычету сумму НДС, при этом судом установлен факт уплаты НДС.

При этом пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ “О внесении изменения в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах
и сборах“ установлено, что налогоплательщики НДС, утвердившие в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств (кассовый метод), по товарам (работам, услугам), принятым на учет до вступления в силу настоящего Федерального закона (до 01.01.2006), производят налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость, то есть, только в том случае, если факт уплаты НДС документально подтвержден.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у инспекции отсутствовали основания для отказа обществу в применении налогового вычета по НДС в сумме 844121 руб., доначисления налога и пени, а также привлечения к налоговой ответственности.

На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 09.06.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2520/2007-30-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.