Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.11.2007 N Ф03-А51/07-1/4458 по делу N А51-447/2007-32-19 Иск о взыскании выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, правомерно удовлетворен за счет казны РФ, поскольку Минфин РФ не доказал обеспечение нижестоящих бюджетов денежными средствами на реализацию льгот в достаточном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4458

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 27.03.2007, постановление от 13.07.2007

по делу N А51-447/2007-32-19

Арбитражного суда Приморского края

по иску Муниципального предприятия “Жилищно-эксплуатационное управление“

к Администрации муниципального образования Кавалеровский район, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

о взыскании 1883 руб. 61 коп.

Муниципальное предприятие “Жилищно-эксплуатационное управление“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском
к Администрации муниципального образования Кавалеровский район, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1580894 руб. 37 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан, проживающих в Кавалеровском районе.

Определением суда от 09.01.2007 исковые требования разъединены, в связи с чем в рамках настоящего дела рассматриваются требования о взыскании 1883,61 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003 - 2004 годах льгот в соответствии с Законом РФ “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“.

Решением от 27.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.

Законность судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение статьи 7 вышеназванного Закона, предусматривающей финансирование расходов, связанных с его реализацией, за счет средств бюджетов субъектов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета, и других нормативных актов, регулирующих порядок предоставления льгот рассматриваемой категории граждан.

Приводит доводы о том, что Министерство финансов РФ выполнило свои обязательства, поскольку денежные средства, предусмотренные в Фонде компенсаций на реализацию рассматриваемого Закона, распределены по субъектам РФ в полном объеме.

Также указывает на пропуск истцом срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в отзыве.

Ответчики, надлежащим
образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Спор возник в связи с предоставлением МП “ЖЭУ“ в 2003 - 2004 годах льгот Героям России по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды обеих инстанций руководствовались ФЗ “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“, а также федеральными законами “О федеральном бюджете на 2003 год“ и “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.

Судом установлено, что в спорный период из Федерального фонда компенсаций предусмотрены субвенции на реализацию Закона РФ “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ Приморскому краю, в том числе в 2003 году - 334859 тыс. руб., в 2004 году - 785940 тыс. руб. Указанные средства перечислены на лицевые счета финансовых управлений муниципальных образований, открытых в органах Федерального казначейства, в том числе МО Кавалеровский район передано в 2003 году - 40000 руб., в 2004 году - 141000
руб.

Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела нет.

Между тем, объем передаваемых средств на покрывает фактические расходы предприятий муниципального образования на предоставление льгот, предусмотренных Законом РФ “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Кавалеровского района, суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 1883,61 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судом отклонен правомерно, так как в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности на взыскание спорных расходов за 2003 год начал течь по окончании финансового года и истекал 01.01.2007, а истец обратился с иском 22.11.2006 - в пределах срока исковой давности.

С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 27.03.2007, постановление от 13.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-447/2007-32-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.