Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.11.2007 N Ф03-А51/07-1/4375 по делу N А51-880/2007-3235 Если перечисленных в бюджет субъекта РФ денежных средств для реализации льгот гражданам по оплате услуг энергоснабжения оказалось недостаточно, то требование о взыскании задолженности за предоставленные льготы подлежит удовлетворению за счет средств казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4375

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 10.04.2007, постановление от 16.07.2007

по делу N А51-880/2007-32-35

Арбитражного суда Приморского края

по иску Краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Дальнегорский“

к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования “Кавалеровский район“

о взыскании 5218648 рублей 54 копеек

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 5-ФЗ “О ветеранах“ имеет дату
12.01.1995, а не 12.12.1995.

Краевое государственное унитарное предприятие “Примтеплоэнерго“ в интересах филиала “Дальнегорский“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования “Кавалеровский район“ о взыскании 5218648 рублей 54 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период 2003, 2004 годов льготной скидки по оплате энергоснабжения гражданам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ N 5-ФЗ от 12.12.1995.

Решением суда от 10.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, не выделялись.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии со статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, расходы которого учитываются в межбюджетных отношениях с федеральным бюджетом, то есть по факту наличия фактических расходов этого уровня бюджета.

В развитие указанного порядка Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование
данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 25.07.2003 между МП “Жилищно-эксплуатационное управление“ и Администрацией МО Кавалеровский район заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате коммунальных услуг, в соответствии с федеральными законами в том числе с ФЗ “О ветеранах“, по условиям которого КГУП “Примтеплоэнерго“ в период 2003, 2004 годов предоставляло льготу по оплате энергоснабжения жителям МО Кавалеровский район, подпадающим под действие ФЗ “О ветеранах“.

Во исполнение ФЗ “О ветеранах“ и указанного договора в указанный период истец предоставил за счет собственных средств льготы в размере 50% по оплате энергоснабжения лицам, имеющим право на их получение, в результате чего понес расходы на сумму 5218648 рублей 54 копейки.

Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Размер фактически предоставленных льготникам услуг подтвержден списками льготников, счетами-фактурами, квитанциями по оплате услуг энергоснабжения.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

В соответствии со статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов
субъектов РФ, которые учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов РФ.

Как видно из материалов дела, Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Вместе с тем, исходя из положений ФЗ “О
федеральном бюджете на 2003 год“, “О федеральном бюджете на 2004 год“, расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в составе расходов федерального бюджета на указанные годы не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В то же время в соответствии с законами Приморского края “О краевом бюджете на 2003 год“, “О краевом бюджете на 2004 год“ в краевом бюджете за счет собственных средств на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, утверждено 464744000 рублей (2003 год) и 506223000 рублей (2004 год), в том числе в бюджет МО Кавалеровский район - 5682000 рублей и 8411000 рублей соответственно, которые доведены полностью в бюджет муниципального образования и которые в полном объеме распределены между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства пропорционально понесенным расходам. Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием выделенных средств не представлено.

Однако объем переданных субъектом средств не покрывает расходы предприятий от предоставления льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“.

В силу пункта 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 363588 рублей 86 копеек
за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, правомерно освободив от ответственности по иску казну субъекта РФ - Приморского края и муниципального образования Кавалеровского района.

Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судами обеих инстанций отклонен правомерно, так как в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание спорных расходов за 2003 год начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и истекал 01.01.2007. истец обратился с иском 16.10.2006, то есть в пределах срока исковой давности.

С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 10.04.2007, постановление от 16.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-880/2007-32-35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей в доход федерального бюджета.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.