Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2007 N Ф03-А51/07-1/4354 по делу N А51-19984/2005-28-445 Иск о взыскании убытков от предоставления льготного проезда на воздушном транспорте правомерно удовлетворен за счет казны РФ, поскольку денежные средства выделялись из федерального бюджета в неполном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4354

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 23 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю

на решение от 01.07.2007

по делу N А51-19984/2005-28-445

Арбитражного суда Приморского края

по иску открытого акционерного общества “Владивосток Авиа“

к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты Администрации Приморского края, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской
Федерации

3-е лицо: открытое акционерное общество “Приморское агентство авиационных компаний“

о взыскании 8253675 руб.

Открытое акционерное общество “Владивосток Авиа“ обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты Администрации Приморского края, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации о взыскании 8253675 руб. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением в 2002 году инвалидам и сопровождающим их лицам льготного проезда на воздушном транспорте на основании статьи 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“).

В судебном заседании 02.09.2004 Министерство труда и социального развития Российской Федерации в порядке процессуального правопреемства заменено на его правопреемника - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В судебном заседании 30.09.2005 суд по собственной инициативе в порядке процессуального правопреемства заменил Управление социальной защиты Администрации Приморского края на Департамент социальной защиты Администрации Приморского края.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество “Приморское агентство авиационных компаний“.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2005 настоящее требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением льготного проезда инвалидам Астраханской области, выделено в отдельное производство.

До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ заявил об уменьшении искового требования до 15600 руб.

Решением суда от 01.07.2007, исковое требование удовлетворено в уточненном размере. В иске к остальным ответчикам отказано.

В апелляционной
инстанции дело не рассматривалось.

Законность этого судебного акта проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю.

Жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального бюджета расходов на реализацию спорных льгот.

Также заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникновения у него убытков в спорный период и права на льготу у лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отзыве истца кассационная жалоба отклонена.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что, в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

При проверке законности принятого по настоящему делу решения установлено, что отмене либо изменению оно не подлежит в связи со следующим.

Спор возник в связи с предоставлением ОАО “Владивосток Авиа“ в 2002 году льгот в виде бесплатного проезда на воздушном транспорте и 50-процентной скидки в оплате проезда гражданам, подпадающим под действие ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ имеет дату 24.06.1999, а не 24.01.1999.

Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции руководствовался ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, Федеральным законом “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999, постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах“ и от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“, а также Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год“.

Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.

Судом первой инстанции установлено, что денежные средства, поступившие из Фонда компенсаций и федерального бюджета на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в 2002 году были в полном объеме распределены между предприятиями, непосредственно предоставляющими указанные льготы.

Так, в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2002 год“ в составе Фонда компенсаций запланированы субсидии и субвенции Приморскому краю в размере 160752000 руб., в то время как затребовано на финансирование проезда инвалидов 1478900000 руб. Данный факт свидетельствует о недостаточности средств в Фонде компенсаций для реализации ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Между тем, объем передаваемых средств не покрывает фактические расходы предприятий муниципального образования на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ из федерального бюджета выделялись не в полном объеме, а выделенные денежные средства распределены по назначению и доказательств нецелевого использования у суда не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что возложение ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов является законным и
обоснованным.

Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой инстанции отклонены обоснованно, так как они противоречат действующему законодательству (статьям 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации и соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.

Несостоятельны доводы заявителя кассационной жалобы в части недоказанности истцом объема предоставленных в спорный период льгот, так как в материалах дела имеются авиабилеты, оформленные на инвалидов, медицинские справки, копии пенсионных удостоверений инвалидов и копии паспортов, реестры инвалидов, перевезенных ОАО “Владивосток Авиа“, подтверждающие факты перевозок.

Наличие у инвалидов, которым истцом оказаны услуги, статуса федеральных льготников сторонами, в том числе Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не оспаривается.

Таким образом, ссылка заявителя о том, что в деле отсутствуют доказательства перевозки (выпадающих доходов) противоречит фактическим обстоятельствам.

Судом также правильно отклонена ссылка заявителя на неправомерное включение истцом в заявленную ко взысканию сумму убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истец действует в данном случае в интересах граждан, которые в силу главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации не являются плательщиками этого налога, а вопросы налогообложения предприятия не относятся к предмету спора и разрешаются в ином порядке при налогообложении предприятия.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 01.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19984/2005-28-445 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Российской Федерации в доход федерального
бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.