Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2007 N Ф03-А51/07-1/4334 по делу N А51-19979/2005-28-440 Отсутствие достаточного финансирования из федерального бюджета явилось основанием для взыскания за счет казны РФ расходов от предоставления льготного проезда на воздушном транспорте.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4334

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 01.07.2007

по делу N А51-19979/2005-28-440

Арбитражного суда Приморского края

по иску открытого акционерного общества “Владивосток Авиа“

к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты Администрации Приморского края, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ, Федеральной службе безопасности РФ

3 лицо - открытое
акционерное общество “Приморское агентство авиационных компаний“

о взыскании 37200 рублей

Открытое акционерное общество “Владивосток Авиа“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты Администрации Приморского края, Министерству труда и социального развития РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ, Федеральной службе безопасности РФ о взыскании 8253675 рублей убытков, связанных с предоставлением в 2002 году гражданам льгот по оплате проезда на воздушном транспорте, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Определением суда от 14.11.2005 требования о взыскании убытков, образовавшихся в связи с предоставлением льготного проезда инвалидам Кемеровской области выделены в отдельное производство, в связи с чем истец в порядке статьи 49 АПК уточнил исковые требования, просил взыскать 37200 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечено открытое акционерное общество “Приморское агентство авиационных компаний“.

В процессе рассмотрения спора в порядке процессуального правопреемства Министерство труда и социального развития РФ заменено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а Управление социальной защиты Администрации Приморского края на Департамент социальной защиты Администрации Приморского края.

Решением суда от 01.07.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.

При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите
инвалидов в РФ“.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что истец не представил суду доказательств противоправности действий Минфина РФ, являющегося органом, исполняющим бюджет.

Кроме того, Минфин РФ указывает на неправильное толкование судом нормативных актов (статьи 72 Конституции, статей 7, 85 Бюджетного кодекса РФ), регулирующих расходные полномочия Российской Федерации и субъекта РФ по предоставлению льгот гражданам по оплате коммунальных услуг и порядку их компенсации в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов“.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ОАО “Владивосток Авиа“ в 2002 году при перевозке на воздушном транспорте граждан, проживающих Кемеровской области, предоставляло в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ льготную скидку по оплате стоимости проезда (инвалиды I и II группы и сопровождающие их лица), в результате чего истцом недополучены доходы в сумме 37200 рублей, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.

Удовлетворяя требования истца за счет казны
Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Так в статье 30 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ предусмотрено, что инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II группы и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, указанные условия распространяются на лиц, сопровождающих инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случае, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Статьей 4 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот инвалидам, назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 584 издано 15.08.2001, а не 15.08.2004.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет
субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.

ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ средства на компенсацию льгот, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, утверждались в Фонде компенсаций. Бюджету Кемеровской области на льготный проезд инвалидов выделено 195159000 рублей.

Из имеющихся в материалах дела писем Департамента социальной защиты населения Администрации Кемеровской области следует, что в пределах лимитов бюджетных обязательств выделенные средства полностью использованы по целевому назначению, распределены между местными предприятиями-перевозчиками пропорционально понесенным расходам. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Кроме того, согласно Приложению N 13 к ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ Приморскому краю на исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ распределены средства в сумме 160752000 рублей, в то время как для реализации на территории Приморского края данного закона было затребовано 1478900000 рублей.

Поскольку, выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы предприятий-перевозчиков, в том числе и истца, то убытки, причиненные ОАО “Владивосток Авиа“, обоснованно взысканы с Министерства финансов РФ, как органа, выступающего от имени казны РФ.

Так как решение от 01.07.2007 принято судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 01.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19979/2005-28-440 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов РФ в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.