Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.10.2007 N Ф03-А37/07-2/3845 по делу N А37-803/2007-15 Предприниматель, использующий льготу по уплате НДС как участник особой экономической зоны, не обязан перечислять налог по счетам-фактурам с выделенным НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2007 г. N Ф03-А37/07-2/3845

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 10 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области

на решение от 28.04.2007

по делу N А37-803/2007-15

Арбитражного суда Магаданской области

по заявлению индивидуального предпринимателя М.

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области

третье лицо: Государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“

о признании недействительным решения от 19.03.2007 N НТ-13.2-17/413, 414

Индивидуальный предприниматель М. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании в
части недействительным решения от 19.03.2007 N НТ-13.2-17/413, 414 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция; налоговый орган) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“ (далее - администрация ОЭЗ).

Решением суда от 28.04.2007 требования предпринимателя удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа как несоответствующее статьям 145, 149, 168, 173 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) признано недействительным.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом названных выше норм Налогового кодекса РФ. По мнению заявителя жалобы, предприниматель, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обязана в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ уплатить в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость (далее - НДС), полученный по выставленным им счетам-фактурам от поставщиков.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.

Администрация ОЭЗ отзыв на кассационную жалобу не представила.

Предприниматель ходатайствовала об отложении рассмотрения кассационной жалобы, отзыв на нее не представила. Кассационная инстанция не усмотрела оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 года, представленной
предпринимателем, являющейся участником Особой экономической зоны в Магаданской области (свидетельство 003037 от 01.04.2004). По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 19.03.2007 17-413, 414 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, а с учетом положений статей 112, 114 этого Кодекса штраф составил 505944 руб., которым также доначислены НДС в сумме 264861 руб. и пени в сумме 40222 руб.

Основанием для указанных действий налогового органа, как следует из оспариваемого решения, явилось то, что предприниматель в нарушение пункта 5 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ выставляла поставщикам - участникам особой экономической зоны счета-фактуры с выделением НДС, при этом полученный налог в бюджет не перечисляла. Кроме того, предприниматель, по мнению инспекции, необоснованно заявила налоговый вычет по НДС в сумме 1253449 руб. за ноябрь 2006 года.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования), в том числе от уплаты НДС.

Предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере, согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, признаются льготами по налогам и сборам.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель в силу статьи 143 НК РФ является налогоплательщиком НДС, поскольку осуществляет операции,
подлежащие в соответствии со статьей 146 НК РФ обложению НДС. Последнее обстоятельство налоговым органом не оспаривается.

Судом правильно отмечено и то, что заявитель не относится к лицам, освобожденным по основаниям, перечисленным в статье 145 НК РФ, от обязанностей налогоплательщика НДС.

Следовательно, предприниматель в силу статей 168, 169 НК РФ обязана при реализации товаров (работ, услуг) выставлять соответствующие счета-фактуры с указанием в них НДС.

Ссылки налогового органа на пункт 5 статьи 168 НК РФ обоснованно отклонены судом, так как указанная норма содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых выделение соответствующих сумм НДС в первичных учетных документах и счетах-фактурах не предусмотрено (реализация товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, или при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика).

Поскольку предпринимателю предоставлена льгота в соответствии со статьей 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, освобождающая участника ОЭЗ от уплаты НДС в федеральный бюджет, а не освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, то суд пришел к правильному выводу о том, что на данное лицо не могут распространяться положения пункта 5 статьи 173 НК РФ, обязывающие перечислять в федеральный бюджет НДС лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. В противном случае на участника ОЭЗ, уплачивающего регистрационный сбор, установленный Законом Магаданской области от 29.06.1999 N 75-ОЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, и освобожденного от уплаты в федеральный бюджет НДС, возлагается дополнительное налоговое бремя, чем нарушаются его права и законные интересы.

Таким образом, исходя
из анализа названных выше положений статей 56, 145, 168, 173 НК РФ, кассационная инстанция находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у предпринимателя обязанности по перечислению НДС по счетам-фактурам с выделенным НДС и необоснованном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении налоговым органом НДС в спорной сумме и пеней.

При таких обстоятельствах решение суда, принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Налоговым органом заявлено ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей уплате за подачу кассационной жалобы. Учитывая, что глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с заявителя жалобы подлежит взысканию в бюджет госпошлина по кассационной жалобе в установленном размере.

По изложенному в связи с отсутствием оснований для уменьшения размера госпошлины ходатайство удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.04.2007 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-803/2007-15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Магаданской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.