Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.10.2007 N Ф03-А24/07-1/3802 по делу N А24-3179/06-13 Если предприятие относится к субъектам естественных монополий топливно-энергетического комплекса, суд не вправе устанавливать признаки банкротства, вводить наблюдение и открывать конкурсное производство по общим правилам ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2007 г. N Ф03-А24/07-1/3802

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2007. Полный текст постановления изготовлен 16.10.2007.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области, Федерального государственного унитарного предприятия “44 электрическая сеть ВМФ“ Министерства обороны РФ, Федерального государственного учреждения “Управление Тихоокеанского флота“

на постановление от 03.08.2007

по делу N А24-3179/06-13

Арбитражного суда Камчатской области

по заявлению открытого акционерного общества “Камчатскэнерго“ о признании Федерального государственного унитарного предприятия “44 электрическая сеть Военно-Морского Флота“ Министерства обороны РФ несостоятельным (банкротом)

ОАО “Камчатскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании Федерального государственного унитарного
предприятия “44 электрическая сеть Военно-Морского Флота“ Министерства обороны РФ (далее - предприятие, должник) несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением денежного обязательства на сумму 189 134 027 руб. 37 коп., включая 187 134 027 руб. 37 коп. основного долга, подтвержденного вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 20.01.2003 по делу N А49-2315/02.

По ходатайствам ОАО “Камчатскэнерго“ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области, Министерство обороны РФ и Тихоокеанский флот ВМФ Министерства обороны РФ (ФГУ “Управление Тихоокеанского флота“).

Определением арбитражного суда от 26.12.2006 по ходатайству ОАО “Камчатскэнерго“ в порядке статьи 48 АПК РФ произведена процессуальная замена заявителя по делу о банкротстве: ОАО “Камчатскэнерго“ заменено на ООО “Примсибметалл“ в связи с заключением между указанными лицами договора уступки права требования от 12.07.2006 N 17, по которому ОАО “Камчатскэнерго“ уступило ООО “Примсибметалл“ право требования задолженности по неисполненным обязательствам предприятия на общую сумму 264 248 517 руб. 37 коп., возникшее, в том числе, из исполнительного листа по делу N А49-2315/02.

Определением от 19.01.2007 требования ООО “Примсибметалл“ к должнику на сумму 186 634 027 руб. 37 руб. основного долга и 278 091 руб. 08 коп. процентов признаны обоснованными и в отношении ФГУП “44 электрическая сеть ВМФ“ введена процедура наблюдения сроком на три месяца. Временным управляющим утвержден Рябухин А.П.

По ходатайству ОАО “Камчатскэнерго“ в порядке статьи 48 АПК РФ определением суда от 20.04.2007 снова произведена процессуальная замена заявителя по делу о банкротстве с ООО “Примсибметалл“ на ОАО “Камчатскэнерго“, поскольку постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда от 18.04.2007 по делу
N А24(49)-2315/02 отменено определение о процессуальной замене ОАО “Камчатскэнерго“ на ООО “Примсибметалл“ в рамках этого же дела, а договор уступки права требования от 12.07.2006 N 17 между указанными лицами расценен как ничтожная сделка.

20.04.2007 ОАО “Камчатскэнерго“ заявило отказ от требования о признании ФГУП “44 электрическая сеть ВМФ“ банкротом, в связи с чем арбитражный суд на основании статьи 57 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ определением от 20.04.2007 принял отказ от заявления, как не противоречащий закону и не нарушающий права и интересы других лиц, и с учетом отсутствия заявлений иных кредиторов прекратил производство по делу о банкротстве предприятия.

Тем не менее после прекращения производства по делу судом апелляционной инстанции 02.08.2007 принято постановление, которым определение от 19.01.2007 о введении наблюдения в отношении должника изменено: заменено наименование кредитора, требования которого признаны обоснованными, с ООО “Примсибметалл“ на ОАО “Камчатскэнерго“, и уменьшена до 186 619 768 руб. 23 коп. сумма основного долга, подлежащая включению в третью очередь реестра требований кредиторов. В остальной части определение оставлено без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2007 определение от 20.04.2007 о принятии отказа ОАО “Камчатскэнерго“ от заявления о признании предприятия банкротом и прекращении производства по делу о банкротстве отменено, ФГУП “44 электрическая сеть ВМФ“ признано банкротом с открытием конкурсного производства сроком на 12 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Рябухин А.П.

Постановление мотивировано тем, что суд первой инстанции, принимая отказ ОАО “Камчатскэнерго“ от заявления о признании должника банкротом, не исследовал вопрос о возможном нарушении прав третьих лиц и, кроме того, рассмотрел дело в судебном заседании 20.04.2007 в отсутствие представителя Тихоокеанского флота ВМФ (ФГУ “Управление Тихоокеанского флота“), не извещенного
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Открытие конкурсного производства в отношении предприятия на основании статьи 75 Закона о банкротстве суд апелляционной инстанции обосновал отсутствием оснований для введения финансового оздоровления либо внешнего управления, непринятием первым собранием кредиторов решения о какой-либо процедуре банкротства предприятия и предложением заявителя по делу о банкротстве об открытии конкурсного производства.

В кассационных жалобах ФГУП “44 электрическая сеть ВМФ“, ФГУ “Управление Тихоокеанского флота“, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области предлагают постановление апелляционной инстанции от 03.08.2007 отменить в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалоб приведены доводы о том, что суд не проверил наличие у должника признаков стратегического предприятия и субъекта естественных монополий топливно-энергетического комплекса, вследствие чего не применил нормы ФЗ от 24.06.1999 N 122-ФЗ “Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса“ и статьи 190, 192 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. Суд апелляционной инстанции принял к рассмотрению новые требования заявителя, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и в то же время не принял к сведению документы о финансовом состоянии должника на день рассмотрения дела в апелляционной инстанции, из которых усматривается возможность восстановления платежеспособности предприятия. Кроме того, дело рассматривалось в апелляционной инстанции в отсутствие представителя собственника предприятия - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ). Территориальное управление ФАУФИ по Камчатской области, участвовавшее в судебном заседании, в силу Положения о нем от 01.02.2005 и в связи с отсутствием соответствующего поручения ФАУФИ полномочиями представителя
собственника при рассмотрении настоящего дела о банкротстве не наделено.

В отзыве на кассационную жалобу ФГУ “Управление Тихоокеанского флота“ ОАО “Камчатскэнерго“ опровергает изложенные в жалобе доводы, считает постановление апелляционной инстанции от 03.08.2007 соответствующим нормам материального и процессуального права и предлагает оставить его в силе.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители ФГУ “Управление Тихоокеанского флота“, Территориального управления ФАУФИ по Камчатской области поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Представитель Министерства обороны РФ выразил согласие с позицией заявителей кассационных жалоб и также просил об отмене постановления апелляционной инстанции от 03.08.2007.

Представители ОАО “Камчатскэнерго“ и ФГУП “44 электрическая сеть ВМФ“ возражали против удовлетворения кассационных жалоб, заявили об отсутствии у должника признаков субъекта естественных монополий ТЭК и стратегического предприятия и просили оставить постановление без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность постановления апелляционной инстанции от 03.08.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что данный судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Арбитражным судом установлено, что ОАО “Камчатскэнерго“ имеет требование к предприятию по денежным обязательствам на общую сумму 186 897 859 руб. 31 коп., включая 186 619 768 руб. 23 коп. основного долга, вытекающее из договора энергоснабжения от 01.01.2000 N 882 и подтвержденное вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатской области от 20.01.2003 по делу N А49-2315/02.

Поскольку по истечении тридцати дней с даты направления в службу судебных приставов исполнительного листа, выданного арбитражным судом на принудительное исполнение вышеуказанного решения, предприятие денежные обязательства перед ОАО “Камчатскэнерго“ не исполнило, арбитражный суд пришел к выводу о наличии у предприятия признаков банкротства, обоснованности требований ОАО “Камчатскэнерго“,
правомерности его обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а также об обоснованном введении в отношении предприятия процедуры наблюдения. При этом суд руководствовался нормами ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Признавая предприятие банкротом и открывая в отношении него конкурсное производство, суд апелляционной инстанции исходил из того, что признанная обоснованной и включенная в реестр требований кредиторов задолженность предприятия по состоянию на 10.04.2007 составляет 186 619 768 руб. 23 коп.; балансовая стоимость имущества предприятия по результатам инвентаризации согласно проведенному временным управляющим анализу финансового состояния должника составляет 36 485 000 руб.; основания для введения финансового оздоровления или внешнего управления отсутствуют ввиду непринятия первым собранием кредиторов от 10.04.2007 решения о введении какой-либо процедуры банкротства; восстановление платежеспособности должника, исходя из данных отчета временного управляющего, невозможно. При этом суд также руководствовался нормами ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Между тем из устава ФГУП “44 электрическая сеть ВМФ“ следует, что основными видами деятельности предприятия являются оптовая закупка электрической энергии и продажа ее потребителям Министерства обороны РФ и других федеральных органов исполнительной власти; производство электроэнергии на собственных электростанциях и реализация ее потребителям; оказание услуг по передаче электрической энергии; обслуживание, капитальный и текущий ремонт электрических сетей напряжением до 110 кВ и другие виды деятельности в области электроснабжения.

Организации топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сфере услуг по передаче электрической энергии (деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70% от общей выручки от реализации), а также организации, основная деятельность которых связана с производством электрической энергии и которые имеют на праве собственности или на ином праве имущество, отнесенное к перечню
видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, согласно пунктам 1, 2 статьи 1 ФЗ “Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса“ признаются субъектами естественных монополий ТЭК и их несостоятельность и проведение процедур банкротства регулируются указанным законом.

Исходя из этого суду апелляционной инстанции следовало проверить наличие у ФГУП “44 электрическая сеть ВМФ“ признаков субъекта естественных монополий топливно-энергетического комплекса, имея в виду, что вышеназванный закон в отличие от ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ устанавливает иные признаки банкротства должника, иные условия возбуждения производства по делу о банкротстве и правила рассмотрения дела о банкротстве, а также особые требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

Имеющиеся в деле справки Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области о том, что предприятие не включено в Реестр естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, не свидетельствуют об отсутствии у предприятия признаков субъекта естественных монополий ТЭК, которые установлены Федеральным законом от 24.06.1999 N 122-ФЗ, поскольку критерии для включения организаций (предприятий) в указанный Реестр и критерии для отнесения их к субъектам естественных монополий ТЭК в целях законодательства Ф.И.О.

Кроме того, учитывая оказание предприятием таких услуг как закупка, продажа, передача электрической энергии потребителям Министерства обороны РФ, суду следовало проверить наличие у должника признаков стратегического предприятия, установленных статьей 190 ФЗ “О несостоятельности банкротстве)“, поскольку нормы параграфа 5 главы 9 названного закона предусматривают особенности банкротства стратегических предприятий.

Однако, как видно из дела, суд апелляционной инстанции вопрос о наличии у должника признаков стратегического предприятия и субъекта естественных монополий ТЭК не исследовал.

При таких обстоятельствах установление признаков банкротства, введение наблюдения и открытие конкурсного производства в отношении
ФГУП “44 электрическая сеть ВМФ“ по общим правилам ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ без проверки наличия у должника признаков субъекта естественных монополий ТЭК и стратегического предприятия не может быть признано правильным.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.10.2007 определение и постановление апелляционной инстанции о введении наблюдения в отношении предприятия отменены в связи с невыяснением арбитражным судом вышеуказанных обстоятельств с направлением дела на новое рассмотрение, в связи с чем постановление от 03.08.2007 о признании предприятия банкротом также подлежит отмене по тем же основаниям в соответствии с частями 1, 2 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором арбитражному суду следует проверить наличие у предприятия признаков субъекта естественных монополий ТЭК согласно статье 1 ФЗ “Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса“ и признаков стратегического предприятия согласно статье 190 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, и в зависимости от установленного проверить наличие у предприятия признаков банкротства и оснований для открытия конкурсного производства.

Доводы заявителей кассационных жалоб о наличии безусловного основания для отмены постановления от 03.08.2007 - рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которое не извещалось о времени и месте судебного разбирательства, - судом кассационной инстанции отклоняются как необоснованные.

Из материалов дела следует, что ФАУФИ, в отличие от Министерства обороны РФ, Территориального управления ФАУФИ по Камчатской области и ФГУ “Управление Тихоокеанского флота ВМФ“, к участию в деле не привлекалось. Согласно статье 35 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ ФАУФИ как представитель собственника имущества должника в стадии наблюдения является лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о
банкротстве, и приобретает права лиц, участвующих в деле о банкротстве (статья 34 Закона о банкротстве), лишь в ходе конкурсного производства. Следовательно, на момент принятия постановления апелляционной инстанции от 03.08.2007 ФАУФИ не являлось лицом, участвующим в деле, поэтому обязанность по его извещению о времени и месте судебного разбирательства у суда отсутствовала.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление от 03.08.2007 по делу N А24-3179/06-13 Арбитражного суда Камчатской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.