Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.09.2007, 11.09.2007 N Ф03-А73/07-1/3191 по делу N А73-14638/2006-32 Муниципальное образование в силу положений статьи 133 Конституции РФ вправе в судебном порядке требовать взыскания расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан, поскольку такие требования вытекают из межбюджетных отношений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 сентября 2007 года Дело N Ф03-А73/07-1/3191“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Комсомольска-на-Амуре на постановление от 22.05.2007 по делу N А73-14638/2006-32 (АИ-1/697/07-37) Арбитражного суда Хабаровского края по иску Администрации г. Комсомольска-на-Амуре к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 3121075 руб. 82 коп.

Муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края
о взыскании 3121075 руб. 82 коп. расходов, связанных с реализацией Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Решением суда от 19.03.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ. Минфин Хабаровского края от ответственности освобожден.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2007 суд в удовлетворении исковых требований отказал, поскольку истец не является лицом, непосредственно оказавшим услуги по льготным ценам и который от этого понес убытки.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, где ставится вопрос об отмене постановления апелляционной инстанции как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно отказал истцу в возмещении указанных расходов, поскольку финансирование расходов по предоставлению льгот многодетным семьям должно осуществляться из федерального бюджета, так как финансирование за счет средств местного бюджета противоречит федеральным законам и нарушает права органа местного самоуправления.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации г. Комсомольска-на-Амуре поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Минфина РФ доводы жалобы отклонил, просил постановление апелляционной инстанции оставить в силе, считая его законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа считает постановление от 22.05.2007 подлежащим отмене, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в целях реализации Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре произвело в 2004 году за счет
средств местного бюджета финансирование расходов организаций по предоставлению многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг на сумму 3121075 руб. 82 коп.

Ввиду отсутствия возмещения бюджету муниципального образования из вышестоящих бюджетов указанных расходов заявлены настоящие исковые требования.

Размер перечисленных истцом бюджетных средств предприятиям, предоставлявшим льготы по оплате коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с вышеназванным Указом, подтверждается материалами дела (платежными поручениями) и не оспаривается сторонами.

Указом Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ органам исполнительной власти краев и областей предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением и электроэнергией.

Источник финансирования этих льгот в Указе не определен. Изданное Министерством финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в его исполнение Письмо N 1-2359-18 от 29.06.1992 “О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей“, в пункте 2 которого указано о том, что дополнительные затраты, возникающие при реализации вышеназванных льгот, компенсируются из средств местных бюджетов, Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 по делу N ГКПИ03-139 в этой части признано недействующим, поскольку в соответствии со статьей 132 Конституции РФ и пунктом 4 статьи 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Кроме того, согласно статьям 38, 39, 49 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.1995 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих
полномочий они несут в пределах такого обеспечения.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ, в действующей на спорный период редакции, предусмотрено, что обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней, финансируются исключительно из федерального бюджета.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 584 издано 15.08.2001, а не 15.08.2004.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Как установлено судом из материалов дела, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ в федеральном бюджете в 2004 году не планировались и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.

В
силу изложенного законодательства данные исковые требования заявлены муниципальным образованием из межбюджетных правоотношений, что не противоречит статье 133 Конституции РФ, предусматривающей право органов местного самоуправления на судебную защиту, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции о необоснованности требований истца неправомерны.

Таким образом, постановление от 22.05.2007 как принятое с нарушением норм материального права на основании части 2 статьи 288 АПК РФ подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований за счет казны РФ в лице Минфина РФ.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 22.05.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-14638/2006-32 (АИ-1/697/07-37) отменить.

Решение от 19.03.2007 по тому же делу оставить в силе.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.