Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.09.2007 N Ф03-А59/07-2/2050 по делу N А59-5533/2006-С15 Справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, поэтому в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2007 г. N Ф03-А59/07-2/2050

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 29 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 5 сентября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Авиакомпания “Сахалинские Авиатрассы“

на решение от 15.12.2006, постановление от 26.02.2007

по делу N А59-5533/2006-С15

Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению открытого акционерного общества “Авиакомпания “Сахалинские Авиатрассы“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области

о признании незаконным и отмене постановления

Открытое акционерное общество “Авиакомпания “Сахалинские Авиатрассы“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора в Сахалинской области (далее - административный орган) от 14.11.06 по делу об административном правонарушении N 64-06/73 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 15.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней общество просит состоявшиеся по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права отменить и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, так как справка и документы (инвойсы), подтверждающие проведение валютной операции с нерезидентом, представлены в банк паспорта сделки.

Административный орган в отзыве на кассационную жалобу и дополнения к ней доводы общества отклоняет, считая состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым состоявшиеся по делу судебные акты отменить.

Как установлено судом, общество 15.03.2005 заключило лизинговый договор N 22.5/90 с нерезидентом - компанией “ITC-Leasing Inc“ (Япония) о лизинге самолета. В ООО Банк “Итуруп“ оформлен паспорт сделки N 05070001/2390/0000/4/0.

По условиям договора (пункт 4.2) общество - лизингополучатель уплачивает лизинговую плату в виде последовательных ежемесячных платежей, авансов, в течение всего срока действия договора. В первый день каждого месяца, но не позднее пяти рабочих дней с
момента получения счета лизингодателя. В рамках указанного договора осуществлялись валютные операции.

В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Из материалов дела следует, что административным органом проведена проверка деятельности общества, в ходе которой установлено нарушение требований статьи 24 названного выше Закона и пунктов 2.1, 2.2, 2.3 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П).

Административным органом в отношении ОАО “Авиакомпания “Сахалинские “Авиатрассы“ составлен протокол от 31.10.2006 и вынесено постановление от 14.11.2006 по делу об административном правонарушении N 64-06/73, которым последнее привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Нарушение, как следует из протокола и оспариваемого постановления, выразилось в несоблюдении порядка представления подтверждающих документов, связанных с валютными операциями; общество представило в уполномоченный банк ООО Банк “Итуруп“ 29.11.2005 и 30.11.2005 справки о подтверждающих документах, и в качестве документов, подтверждающих совершение валютных операций по контракту N 22.5/90 (паспорт сделки N 05070001/2390/0000/4/0) - инвойсы от 27.09.2005 N ITCL-050927(2), от 28.09.2005 N ITCL-050928, от 20.10.2005 N
ITCL-051020. Между тем, такими документами, как полагает административный орган, должны являться акты выполненных работ.

Проверяя на соответствие закону упомянутое постановление, суды обеих инстанций не усмотрели оснований для его отмены и признали правильной квалификацию административным органом действий резидента по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. При этом суды исходили из того, что документами, подтверждающими фактическое оказание услуг по внешнеэкономическому контракту от 15.03.2005 N 22.5/90, являются не инвойсы, а акты выполненных работ, которые и должны быть указаны в справке о подтверждающих документах.

Однако судами не учтено следующее.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанные с проведением валютных операций“.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам
и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.

Таким образом, суды неправильно применили нормы материального права, поэтому принятые по делу решение первой и постановление апелляционной инстанций подлежат отмене, а заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 14.11.2006 N 64-06/73 - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 15.12.2006, постановление от 26.02.2007 по делу N А59-5533/06-С15 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, заявление ОАО “Авиакомпания “Сахалинские Авиатрассы“ удовлетворить.

Постановление от 14.11.2006 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области по делу об административном правонарушении N 64-06/73 в отношении открытого акционерного общества “Авиакомпания “Сахалинские Авиатрассы“ признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.